22 сентября 2021
Источник
Architonic
Поделиться статьёй

БЦ Земельный на Architonic

Cтатья «Искусственный свет, как архитектурный элемент» на международном профессиональном портале Architonic
22 сентября 2021
Источник
Architonic
Поделиться статьёй

Искусственное освещение как архитектурный элемент
Текст: Стефано Сабатино

Как архитекторам лучше всего улучшить наши впечатления от архитектурных строений после захода солнца? Одно верное решение — тесное сотрудничество со специалистами в области проектирования освещения…

Потрясающие как днем, так и в темное время суток: чаще всего это то, к чему стремятся архитекторы при создании своих проектов. Используя свет в качестве архитектурного элемента, можно подчеркнуть уникальные, отличительные формы фасада здания. В помощь архитектору потенциал искусственного освещения – с его помощью можно создавать новые визуальные впечатления и делать объекты более привлекательными для горожан после захода солнца. Для достижения желаемых эффектов необходимы специальные знания, а это означает, что сотрудничество между архитектурными бюро и светодизайнерами становится все более распространенным явлением.

В Москве архитектурное бюро UNK Project спроектировало бизнес-центр «Земельный» в сотрудничестве с компанией QPRO, специализирующейся в области проектирования освещения и автоматизации. Сетчатая металлическая оболочка здания представляет собой значимый архитектурный элемент, который необходимо было подчеркнуть с помощью освещения. Светодиодные проекторы с узкой оптикой размещены на перекрестьях металлической конструкции и светят сверху вниз и снизу вверх. Они очерчивают каждый участок металлической сетки, выделяя ажурную конструкцию, контрастирующую с остеклением фасада.

Иногда свет может превращаться в переливающийся элемент, который непрерывно видоизменяется, создавая притягательный визуальный эффект. Таким примером является здание Городского выставочного холла в Тяньцзине (Китай), спроектированное для Vanke Group при консультационной поддержке PURI Lighting. Пленка ETFE на фасаде днем кажется молочно-нейтральной, но когда свет проникает через надувную мембрану проявляется ее тонкость, создавая совершенно другую атмосферу в темное время суток. Светильники, установленные за пленкой, могут менять цвет в зависимости от происходящих событий или окружающих условий.

Когда стояла задача спроектировать кампус городского офиса «Орбита» в Афинах, Lianou Chalvatzis Architects и Vikelas Architects в сотрудничестве с местным светодизайнером Афанассиосом Данилофом стремились создать новую достопримечательность ночного города. В этом проекте освещения выступает в качестве торжества архитектурной формы. Острые и волнистые формы здания подчеркнуты однородным белым светом, который обволакивает консольные плиты, делая их легкими самосветящимися мерцающими поверхностями, которые выделяются на фоне темного остекления фасада.

В штаб-квартире Swatch, спроектированной Shigeru Ban Architects в Биле (Швейцария), концепция освещения усиливает модульность фасада, подчеркивая его отдельные элементы. Деревянная сетчатая структура, образующая змеевидную оболочку здания, составлена из элементов в виде сот — непрозрачных, полупрозрачных и прозрачных, которые придают фасаду целостный вид днем. В темное время суток свет интерьера проходит через полупрозрачные и прозрачные модули, трансформируя строение в игривую композицию из градиентов и контрастов, делая ячейки отчетливо читаемыми.