03 ноября 2022

СВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ ДЛЯ МУЗЕЕВ

ОСВЕЩЕНИЕ ДЛЯ МУЗЕЕВ И ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОСТРАНСТВ. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

Главная роль в музеях и выставочных пространствах принадлежит экспонатам и предметам искусства. Основная задача светодизайнеров для таких объектов – создание подходящей световой среды для их наилучшего представления.

 

ВАЖНЫЕ КРИТЕРИИ СВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ МУЗЕЕВ

1. Гибкие и мобильные световые решения
Одна из особенностей музейных пространств – это смена экспозиций. Каждая новая выставка не похожа на предыдущую, хоть и проводится в одной и той же локации. Световое решение должно учитывать постоянные изменения, быть мобильным и адаптивным. В выставочных пространствах обычно используют трековые прожекторы, которые позволяют просто и быстро перемещать световое оборудование в соответствии с возникающими задачами.

 

2. Технические возможности световых приборов и система управления
В зависимости от специфики выставки и особенностей представляемых экспонатов требуются разные настройки освещенности и яркости, углов света и формы светового пятна, а также выбор цветовой температуры. С помощью светильников с регулируемыми параметрами, специальными, в том числе сменными, аксессуарами и системы управления освещением можно добиться желаемого эффекта.

 

3. Интеграция светильников в архитектуру выставочного пространства
Так как ключевую роль в выставочных пространствах играют экспонаты, световые приборы должны быть незаметны и «растворяться» в пространстве. В то же время они должны обеспечивать нужные уровни освещенности и яркостные показатели. Современные технологии позволяют использовать миниатюрные световые приборы с нужными характеристиками. Также уже стала нормой окраска световых приборов в нужный цвет, благодаря чему система освещения становится органичной частью архитектуры выставочного пространства.

 

4. Качество света и цветопередача
Качество света и цветопередача для предметов искусства особенно важны. Например, рассматривая картины, зритель не хочет видеть хроматические аберрации по контуру светового пятна и отвлекаться на визуальный шум, создаваемый световыми приборами. Высокая цветопередача позволяет увидеть экспонат в его истинном цвете и проявить все оттенки и полутона, что особенно важно для художественных работ. Светильники, специально разработанные для музеев и выставочных пространств, также не должны оказывать температурное влияние на предметы искусства, которые могут повредиться (выгореть, потерять первоначальные краски) под влиянием искусственного освещения.

 

5. Контрасты и визуальный комфорт
В пространстве музеев и экспозиционных зонах важно учитывать величину контрастов между тенью и светом. Слишком резкие контрасты вместо концентрации внимания на экспонатах могут создать дискомфортную для длительного пребывания человека среду. Высокая контрастность быстро утомляет глаза, а яркие пятна света не дают возможности рассмотреть экспонируемые предметы. Количество, резкость и направление отбрасываемых теней имеют большое значение для восприятия. Важно соблюдать световой баланс, когда человек отчетливо видит, куда обратить свой взгляд, а также осознает объемы помещения, в котором находится, и легко ориентируется в нем. Конечно, могут быть исключения, предусмотренные авторами экспозиции: сознательное желание погрузить посетителя в темноту или залить пространство светом, чтобы сформировать особый опыт для зрителя, задуманный в рамках экспозиции. Разработать такое световое решение могут опытные светодизайнеры.

 

6. Зонирование и навигация
С помощью освещения можно осуществлять зонирование интерьера. Свет выделяет определённые зоны пространства, которые человеческий глаз воспринимает как отдельные, даже если они находятся в рамках одного помещения без перегородок. Светом можно не только визуально обозначить зоны экспозиции, но и выстроить маршрут передвижения по ним. Он работает в дополнение к указателям, помогая посетителю пройти по задуманному автором выставки сценарию для получения максимально визуального и эмоционального эффекта.

 

7. Мультимедийные и интерактивные системы
В современных галереях и музеях широко используются мультимедийные и интерактивные системы. Они делают пространство живым, помогают ознакомиться с экспозицией в удобном формате, с ними легко взаимодействовать и узнавать новую информацию, в том числе в развлекательноq форме. Для создания особой атмосферы, помимо сенсорных и интерактивных столов, трибун и киосков, применяются проекторы. Это мультимедийное оборудование не только помогает транслировать видео-контент, но и способно стать самостоятельной частью экспозиции или светового решения. Музеи за последние несколько лет стали более привлекательными для людей, в том числе из-за используемого высокотехнологичного оборудования. Интерактивные решения привлекают больше посетителей и современные технологии сами по себе становятся объектами восхищения.

 

8. Пространство как объект внимания
Архитектурное освещение для музеев в период между выставками может стать самостоятельной экспозицией. Световое решение подчеркнет архитектуру пространства, которая остается незамеченной в экспозиционный период. Для достижения максимального эффекта рекомендуется предусмотреть систему управления освещением и разработать световые сценарии, и тогда экспозиционное пространство станет точкой притяжения.