07 мая 2024
Источник
Строительная газета
Поделиться статьёй

Архитектурная подсветка современных ЖК: проблемы и решения

Насколько архитектурное освещение влияет на впечатления и предпочтения покупателей и жителей «Стройгазете» рассказала светодизайнер QPRO Юлия Любакова
07 мая 2024
Источник
Строительная газета
Поделиться статьёй

Все чаще в проектах жилых комплексов (ЖК) различного уровня появляется раздел «Архитектурное освещение». Считается, что оно повышает статус и узнаваемость комплекса. Девелоперы в рекламных проспектах отмечают освещение фасадов как дополнительный плюс своего объекта. Возникает вопрос, будет ли оно «изюминкой», если все ЖК будут освещены? Насколько архитектурное освещение влияет на впечатления и предпочтения покупателей/жителей «Стройгазете» рассказала светодизайнер инженерной компании QPRO Юлия Любакова.

Тенденция освещения фасадов жилых комплексов зародилась в Москве, где рынок недвижимости очень обширный, и девелоперы ищут разные способы привлечь покупателей и выделиться на фоне других: для проектирования архитектуры и благоустройства приглашаются ведущие архитектурные бюро, разрабатываются концепции ЖК, ориентированные на целевые группы пользователей и пр. Постепенно эта тенденция распространяется и на другие регионы. Но стоит отметить, что объем строительства, его бюджеты и уровень качества жилой среды даже в новых строящихся комплексах в регионах зачастую на порядок ниже. Поэтому вопрос внедрения архитектурного освещения как средства повышения статуса объекта и его привлекательности для покупателей является еще более спорным.

 

Проблематика архитектурного освещения для ЖК

Анализируя появляющиеся решения архитектурного освещения жилых комплексов в российских городах, можно выделить ряд проблем, приводящих к тому, что оно не всегда работает как инструмент повышения качества среды и создания эстетичного вечернего образа.

Первая проблема — игнорирование роли освещаемого объекта в окружающей застройке и городе в целом. Например, при строительстве новых районов очень многие ЖК сдаются с архитектурным освещением. Вместо структурирования среды и расстановки акцентов происходит обратное — все объекты сливаются и становятся равноценными, композиция не считывается. Если обратиться к Концепции единой светоцветовой среды города Москвы, содержащую, помимо конкретных решений для Москвы, базовые методологические принципы, применяемые в световом мастер-планировании, мы увидим, что жилые территории входят в так называемую «световую ткань» города в противоположность «световому каркасу», включающему узловые элементы: ядро исторического центра, важные общественные зоны, высотные доминанты и связывающие все это основные транспортные пути. То есть территория жилой застройки — это фон, она не должна быть повсеместно выделена светом. Акцентами в ней могут стать общественные здания: торговые центры, спортивные комплексы и пр. Согласно Концепции, архитектурному освещению подлежат жилые здания, если они обладают особой архитектурной или композиционной значимостью (являются высотными доминантами, частью панорамных видов набережных, расположены «на планировочных осях площадей, осях и изгибах радиальных и кольцевых магистралей и набережных, на возвышенном рельефе площадей, магистралей, набережных и бульваров, на их пересечениях»). В жилой среде, прежде всего, предлагается уделять внимание качественному утилитарному освещению пешеходных пространств и освещению первых этажей.

Вторая проблема связана с первой: освещение жилых зданий, не обладающих архитектурной значимостью. Так как жилье — это, в большинстве своем, массовая застройка, нет ничего плохого в использовании простых, сдержанных или даже типовых архитектурных решений. С точки зрения освещения, зачастую на фасадах жилых зданий мало с чем можно работать в силу необходимости ограничения засветки в окна, накладывающейся на простоту архитектуры. В результате появляются те же типовые решения, но в свете: выделение простенков, верхнего яруса; либо решения, в которых свет не работает с архитектурой, а сам как бы искусственно добавляет детали на фасад: контурные самосветящиеся линии, «звездочки», «бантики» и т.п. Это не только зачастую выглядит неэстетично, но и по факту не удовлетворяет запросу на узнаваемость вечернего облика и подчеркивание архитектуры. При этом даже простой фасад может быть интересным в вечернее время, если продумать, куда и зачем может быть интегрирован свет и как он будет взаимодействовать с материалами отделки.

Третья проблема архитектурного освещения жилых комплексов — это бюджет. Освещение в принципе не является приоритетной статьей расхода застройщиков, а архитектурное освещение и вовсе рассматривается как декоративный элемент, на котором можно сэкономить. Но сэкономить — не значит исключить из проекта, а сделать на максимально бюджетном оборудовании. Из-за этого часто можно увидеть на новых зданиях уже неработающие или работающие некорректно светильники, что создает ощущение неухоженности и небрежности вместо ожидаемого привлекательного вечернего облика.

 

Решение проблем архитектурного освещения

Чтобы архитектурное освещение действительно работало на пользу имиджу ЖК и городу, необходим, в первую очередь предпроектный анализ и понимание значения объекта в окружении. Важным инструментом в этом вопросе мог бы стать световой мастер-план города, который содержал бы четкие правила, какие здания в каких районах требуют архитектурного освещения. Целью должно быть не привлечение внимания к отдельным объектам недвижимости, а, в первую очередь, гармоничная градостроительная композиция и световая навигация. Тем более, что архитектурное освещение не является основным фактором, на который ориентируются потенциальные покупатели. Так, например, на девелоперском форуме Repa в 2023 году было представлено исследование компании «УГМК-Застройщик» вопроса о том, что же действительно нужно покупателям и за какие нововведения в проект они готовы заплатить на 10% больше базовой цены квартиры. Помимо потенциальных покупателей, возможное наполнение ЖК оценивали и профессионалы: девелоперы, архитекторы, ландшафтные дизайнеры и т. д. В итоге наиболее значимыми как для пользователей, так и для профессионалов оказались внешнее благоустройство и отделка квартир, а третье место разделили озеленение и малые архитектурные формы. Нововведения, связанные с фасадами, оказались у респондентов далеко не в приоритете.

Если здание не имеет архитектурной и композиционной значимости, стоит обратиться к приемам, работающим с функциональным светом в качестве архитектурного: освещение входных зон, общих балконов, лестничных клеток может создавать эстетичный вечерний облик дома. При этом достигаются также цели экономии финансовых и энергетических ресурсов, а также снижение светового загрязнения. Подобные световые решения, по сути, интегрированные в архитектуру, требуют проработки на ранних этапах проектирования зданий и коллабораций архитекторов и светодизайнеров, и являются наиболее рациональными, при этом эстетичными и экологичными.

Особое внимание следует уделять освещению входных групп и первых этажей, особенно если они наполнены общественными функциями. Это та зона фасадов, с которой непосредственно взаимодействует пешеход и от которой во многом зависит его впечатление от среды, в то время как архитектурное освещение верхних частей, особенно высотных зданий, возможно увидеть только на значительном расстоянии.

В вопросе световых решений для первых коммерческих этажей жилых комплексов стоит отметить важность дизайн-кода. Зачастую собственники и арендаторы помещений оформляют витрины и входные группы в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями или фирменным стилем компании. В результате зона первых этажей может выглядеть хаотично. Например, излюбленный бизнесом прием цветной контурной подсветки окон, цветные и мигающие вывески способны испортить впечатление от самого качественного благоустройства и красивого фасада. Поэтому для создания гармоничного вечернего облика и статусности объекта важно создавать регламенты оформления, в том числе светового, коммерческих помещений и контролировать их исполнение.

 

Подводя итог, хочется отметить, что для архитектурного освещения жилых комплексов основным принципом должен быть “Less, but better” (меньше, но лучше) — видоизмененный промышленным дизайнером Дитом Рамсом лозунг минималистичной архитектуры Миса ван дер Роэ “Less is more” (меньше значит больше).

С точки зрения повышения качества среды, улучшения имиджа объекта лучше повышать рациональность и точность решений, использовать более надежное и качественное оборудование, учитывать визуальный комфорт, чем стремиться во что бы то ни стало выделить объект из окружения.