Свет и вовлеченность
Свет — это мощный и универсальный способ донести сообщение общественности. Его сила в том, что в темноте свет привлекает наше внимание и вызывает сильные эмоции. Он трансверсальный, и поэтому в разных местах и контексте свет используют для вовлечения гражданского общества (что будет представлено ниже в этой статье). Граждане, организации и учреждения используют свет для привлечения внимание к волнующим вопросам жизни общества, выражая свою позицию и осуждая несправедливость.
Факелы были первым источником света, который освоили люди и на протяжении тысячелетий им не было аналогов. Однако сегодня огонь для освещения используется очень редко, и когда он появляется, эффект получается действительно запоминающимся. Шествия людей с горящими факелами в руках часто являются демонстрацией высокого уровня эмоций. В качестве примера можно привести шествие с факелами в память о невинных, пострадавших от рук мафии или ндрангеты в Италии.
Наружное освещение
Часто значимые для горожан городские пейзажи и фасады зданий, например, музеи, театры и исторические здания, имеют архитектурную подсветку. Но даже если жители какого-то города привыкли видеть эти здания освещенными, их внимание все равно можно привлечь. Сообщение для них может нести сценарий освещения, который предусмотрен для особых случаев.
Именно это произошло в Великобритании 11 августа 2020 года, когда многочисленные здания и сооружения окрасились в красный цвет в рамках инициативы Red Alert. Цель состояла в том, чтобы заставить правительство принять меры и оказать поддержку концертным площадкам и площадкам для проведения мероприятий, которые были закрыты из-за пандемии Sars-Cov-2.
Интерьерное освещение
Здания, не имеющие архитектурной подсветки, тоже могут привлечь к себе внимание. Если люди, живущие внутри, хотят транслировать сообщение, есть множество способов сделать это. Яркий пример такого случая произошел в Сиднее несколько лет назад. Почти 500 жителей башен двух 60-этажных небоскребов Матаваи и Туранга протестовали особым образом (дома являются частью проекта социального жилья Waterloo Estate).
В 2016 году жители запустили кампанию «Мы здесь живем» в знак протеста правительственному плану по реконструкции района, который предполагал переселение около 3600 человек, большинство из которых составляли пожилые люди. Одним из способов привлечения внимания к проблеме стало создание своего рода публичного арт-проекта: жители украсили оконные проемы гибкими светящимися светодиодными трубками.
Световые сообщения
Размещение вывесок и баннеров на эстакадах над дорогами с интенсивным движением — распространенный способ трансляции сообщений. В 2011 году два профессора из Университета Висконсин-Милуоки, Лейн Холл (Lane Hall) и Лиза Молайн (Lisa Moline), нашли способ как сымитировать традиционные дневные демонстрации, но в ночное время. Для этого они сами вручную сделали светящиеся сообщения.
Их действия привели к созданию первой «Световой эстакадной бригады», которая была организована для проведения протестов в защиту сохранения уровня заработной платы и прав работников профсоюзов государственного сектора в Висконсине. Даже когда этот вопрос был решен, протест продолжался на тему социальной справедливости, демократии и экологии. Прежде всего, он вызвал интерес у множества других активистов в других частях Соединенных Штатов и мира и привел к появлению сети, которая теперь включает в себя многочисленные «Световые эстакадные бригады» в таких удаленных друг от друга местах, как Гавайи, Франция, Новая Зеландия, Хорватия, Швеция и многие другие.
Световой саботаж
Иногда гражданская позиция выражается не в формировании сообщения, а в блокировке другого, которое считается в некотором роде вредоносном. А какой самый простой и мирный способ сделать световые коммуникации невидимыми? Путем проецирования других световых посланий на тот же экран.
Примером таких действий может быть ситуация в Сиднее. В 2018 году правительство Нового Южного Уэльса одобрило размещение рекламы скачек на «парусах» знаменитого здания Сиднейского оперного театра. Это решение вызвало бурю негодования по всей Австралии. Люди считали, что это бизнес-решение нанесло оскорбление самому известному зданию страны, а продвижение скачек также означает продвижение ставок. Петиция против данной инициативы собрала 290 тысяч подписей. Несмотря на подписи, рекламную проекцию все равно запустили.
Тогда сотни протестующих собрались возле Оперного театра со световым приборами и направили свет на «паруса» здания. Это коллективное действие помогло испортить внешний вид рекламной проекции, свет сделал ее частично нечитаемой.
Источник: https://www.iguzzini.com/lighthinking-communication/light-and-participation/