02 ноября 2023

ОСВЕЩЕНИЕ В ЯПОНИИ

ОСОБЕННОСТИ СВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ЧАСТНЫХ ОБЪЕКТОВ В ЯПОНИИ

Обычно новые тренды и технологии приходит к нам с Запада, мы традиционно следим за развитием и тенденциями в дизайне в Европейском регионе или Америке (в последнее время, правда, ОАЭ тоже удивляет и привлекает внимание к своим амбициозным проектам, созданным лучшими западными архитекторами). Но есть и другие любопытные регионы, со своей культурой, традициями, менталитетом и укладом жизни, например Япония.
Мы решили направить свой взгляд на Восток и посмотреть, какие сейчас проектируются частные интерьеры, какие для них разрабатываются световые решения, что их характеризует, понять, куда смотрит страна Восходящего Солнца.

 

ОСОБЕННОСТИ СВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ В ЯПОНИИ. ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ

1 – ГАРМОНИЯ, ПРОСТОТА, ЭЛЕГАНТНОСТЬ
К особенностям современного дизайна интерьеров в Японии традиционно относят гармоничное сочетание традиций и современных элементов. В целом японцы отдают предпочтение минимализму, простоте и элегантности.
В интерьерах придают большое значение простору и свету. Японские дома и апартаменты часто имеют открытую планировку, которая помогает создать ощущение пространства и гармонии. Штор часто нет или они очень тонкие, что позволяет естественному свету легко проникать в интерьер.
Стоит отметить, что основной чертой созданного в Японии является совокупность функциональности и эстетики в сочетании с простотой – то есть создается продукт, не только выполняющий основную функцию, но и приносящий эстетическое удовольствие человеку.

 

О световых решениях:
В японских интерьерах вы редко увидите световые приборы с излишествами в декоре. Они либо максимально сдержанны (простые геометрические формы — цилиндры, прямоугольники, квадраты, линии), либо максимально незаметны (встроенные, безрамочные, закарнизные, контурные, скрытые в профилях, за полупрозрачными материалами или в нишах). Японская культура ценит баланс между очевидным и скрытым, где простой минималистичный облик может скрывать глубокий смысл.
Свет используется только там, где он нужен, вплоть до того, что световой прибор может освещать только замочную скважину, чтобы вставить в нее ключ в темное время суток, не заливая всю входную зону или подъезд.

Освещение выполняет в первую очередь функциональную задачу. Также используются световые акценты, фокусирующие внимание на определенных элементах, зонах или предметах интерьера. Такой подход позволяет рационально использовать электроэнергию, а также минимизировать количество света, сохраняя темноту ночи и снижая вероятность светового загрязнения (если речь идет об архитектурном освещении частного дома).
Элегантность и гармоничность восприятия объекта также достигается за счет чистоты линий и поверхностей. Для выполнения этих задач часто применяется равномерный отраженный свет. Такой подход к световым решениям позволяет сделать объект визуально более утонченным и находящимся в гармонии с окружающей средой и природой.

 

2 – ГАРМОНИЯ С ПРИРОДОЙ
Одной из ключевых концепций японского дизайна является «wabi-sabi» (дословно wabi «непритязательная простота» + sabi «налёт старины, умиротворение одиночества), то есть принцип красоты в естественности, несовершенстве и скромности. То, что обладает wabi-sabi, подлинно и неподдельно. Например, осенний сад.
Этот подход в дизайне выражается в использовании натуральных материалов (дерево, камень), наличии живых растений, а также стремлении сохранить оригинальный вид материалов с характерными для них особенностями: прожилками, текстурой и незначительными дефектами.
Мебель обычно имеет простые геометрические формы, а цветовая гамма — скорее нейтральная с преобладанием светлых оттенков.

 

О световых решениях:
В проектах архитекторы стараются максимально использовать естественный свет – это реализуется с помощью больших плоскостей остекления. Также может применяться рисовая бумага (например, для ширм, экранов сёдзи), световые люки, стеклянные блоки, устанавливаемые в перегородки и даже стены домов.
И днем, и в темное время суток в интерьерах можно наблюдать игру теней и света. Светотеневые узоры взаимодействуют с материалами и формами и становятся украшением минималистичных пространств, отсылая к естественной природной красоте.

Искусственное освещение в интерьере может имитировать свет в природе. Он мягкий и рассеянный, отраженный от материалов, с естественной для солнца цветовой температурой. Декоративные светильники, которые выбираются для интерьеров, обычно представляют собой сферы, похожие на луну или солнце. За счет своей простоты они идеально подходят к минималистичным дизайнерским решениям. Также применяются скрытые источники света в нишах, подиумах или за изголовьем кровати, напоминая о рассветном солнце, встающем из-за горизонта.

В большинстве случаев интерьерный свет в частных домах выступает в роли архитектурного, оставляя фасад чистым и нетронутым. Могут освещаться отдельные зоны, способствующие безопасности перемещения (ступени, перила, периметр). Очень популярны небольшие сады, заключенные в объем здания, которые перетекают в пространство интерьера. В них высаживают живые растения, (иногда даже лишь одно дерево), окружая натуральными камнями. Ландшафтные элементы внутреннего сада обязательно освещаются, что подчеркивает их значимость и ценность в жилой среде человека. Вечером в мягких лучах света они отбрасывают ажурные тени. Движение теней наполняет интерьер жизнью и становится нитью, связывающей рукотворное с природой.

 

3 – ВНИМАНИЕ К ДЕТАЛЯМ
Дизайн в Японии характеризуется умелым использованием простых, но выразительных элементов и акцентов, таких как бонсай, ширмы или каллиграфия, а также традиционными какэмоно.
Внимание к деталям берет свои истоки из традиций и богатой истории ремесленного искусства. Местные мастера стремились к совершенству в каждом элементе своего произведения, будь то керамика, скульптура, сад или кимоно. Такое наследие привнесло культуру внимания к каждой небольшой детали и стремление достичь совершенства и наивысшего качества.

Существует такое понятие как Кодавари (kodawari), описывающее японский перфекционизм. Концепция заключается в ответственном подходе к своему делу, сопровождающему человека на протяжении всей его жизни. Кодавари — личный стандарт, которого придерживается человек в своей профессиональной деятельности. Он подразумевает исключительное внимание к деталям, что, в свою очередь, позволяет достичь наивысшего уровня качества. Гордость за свое дело – проявление Кодавари.

 

О световых решениях:
В связи с тем, что дизайн японских архитектурных решений максимально продуман и не имеет лишних или ненужных объектов, в нем есть место только вещам, имеющим значение.
Размещение, количество, форма, материалы и световые эффекты каждого светильника обусловлены функциональными задачами и эстетикой простоты. В японских интерьерах свет обычно приглушенный, уровни освещенности могут быть небольшими, контрасты не слишком резкие, всегда есть место свету и тени, а также неизменная отсылка к природной красоте. В таких условиях человек может расслабиться и отдохнуть, погрузиться в свои мысли.

Форма декоративных светильников в интерьерах простая и лаконичная, применяемые материалы – стекло, металл, бумага, дерево, цвета и оттенки – нейтральные, прозрачные или приближенные к природным. Часто в современных интерьерах предпочтение отдается светильникам скандинавского дизайна, гармонично сочетающимся со стилистикой японских интерьеров. Освещение помогает акцентировать внимание на особенностях природных материалов, передавать их текстуру и цвет.

Свет в ландшафте также очень дозирован и используется только там, где он нужен, и в том количестве, которого достаточно для безопасного перемещения. Иногда в ландшафте, помимо освещения растений, могут добавляться световые эффекты на горизонтальных поверхностях, имитирующие природные светотеневые рисунки. Эти небольшие акценты создают особое восприятие пространства, оставляя место эстетике и красоте ночного неба.
Цветное освещение практически не применяется и встречается редко. В основном используются естественные природные оттенки белого цвета от теплых до холодных, которые способны передать красоту натуральных материалов.

 

4 – ФИЛОСОФИЯ
В японском языке до конца 19 в не было понятия «философия» в том смысле, в котором его понимали европейцы. Традиционно Япония ассоциируется с отважными самураями, властными императорами, религиозными течениями от синтоизма до буддизма.
Зато у японцев существовало слово «сисо», означающее мышление, сознание. Сисо складывается из воззрений на религию, политику, экономику. Японцы смогли вывести для себя формулу счастья, которая помогает в жизни и дарит радость от каждого нового дня.
Философия Японии скорее собирательная, ведь ее идеи заимствованы как у соседей (Китая, Кореи), так и у Запада. Но ключевым моментом является то, что в их основе лежат религиозные учения синто, буддизма, даосизма, конфуцианства в сочетании с кодексом самураев и своеобразным менталитетом.

Японская культура стремится к гармоничным отношениям между людьми, природой и обществом. Эта концепция подразумевает миролюбие, сотрудничество и избегание конфликтов. В японской культуре огромное значение придается сохранению и передаче традиций из поколения в поколение. Уважение к предкам, истории и культурному наследию является важным аспектом японской философии.

 

О световых решениях:
Освещение в архитектуре и дизайне Японии всегда несет смысловую нагрузку и является таким же важным элементом, как форма, материал, цвет. Все вместе они создают общую картину мира. Природная гармония переносится и на рукотворные объекты, а баланс – это всегда две стороны луны (светлая и темная).
Каждый световой эффект, интенсивность света, цветовая температура, световые контрасты и светотени проектируются вдумчиво и скрупулёзно. Через эти параметры закладывается смысл, определяется восприятие пространства, формируются ассоциации и эмоции, которые оно будет вызывать.
Культура и традиции находят свое отражение даже в самых современных и технологичных пространствах. Единение пространства, окружающей среды и человека является отличительной чертой японского дизайна. При проектировании пространства для жизни человека всегда учитывается два состояния и впечатление от них – днем при солнечном свете и в темное время суток при искусственном.

 

 

На первый взгляд, японские архитектурно-дизайнерские решения кажутся то ли аскетичными, то ли незавершенными. Но на самом деле они наполнены смыслом (пространство, в котором рождаются эмоции), а не вещами, отображая принцип красоты в ее естественности, несовершенстве и скромности.
Конечно, индивидуальные световые решения могут отличаться, но общий подход к организации освещения в японских проектах для жизни остается приближенным к традиционным ценностям и особенностям культуры страны.