Храм в Тушине

Световое решение для храма великого князя Владимира в Тушине и прилегающей территории

Заказчик
ООО СТАДИОН СПАРТАК
Архитектурное бюро
СПИЧ
Производитель
ARES
IMG
MARTINI
SIGNIFY
Партнер
ФОТО
МАРИКА
ВОЛКОВА
Сроки
2023

Детали проекта

Участок, отведенный под строительство музейно-храмового центра, расположен вдоль проектируемого проезда между жилым районом «Тушино 2018» и набережной Москвы-реки. Композиционно-планировочное решение комплекса задано осью восток-запад, вдоль которой расположились главный вход на территорию и звонница (западная часть участка), храм (центральная часть участка) и музей (восточная часть участка). На территории храмового комплекса организована благоустроенная площадь.
Объемно-пространственная композиция храма строится на сочетании стилобатной части, планируемой под размещение воскресной школы, и многоступенчатого одноглавого объема. Архитектура комплекса отсылает к традициям Владимиро-Суздальского зодчества, формируя ансамбль с запоминающимся силуэтом вдоль Москвы-реки.

1 / 4
Освещение
Отличительной чертой белокаменного храма равноапостольного великого князя Владимира стал фасад с фактурным растительным орнаментом, благодаря которому классическая архитектура приобрела новый современный облик. С такой же отделкой выполнена отдельно стоящая на территории звонница. Культурно-выставочный центр, входящий в состав храмового комплекса, дополняет архитектурный ансамбль не менее интересным фасадным решением с прямоугольными вставками с барельефом.

В основу концепции светового решения легла идея создать особый образ здания в темное время суток: сформировать эмоциональное восприятие сакрального через внешний облик, подчеркнув с помощью света чистоту и легкость архитектурного решения. Так было решено с помощью архитектурного освещения создать образ словно парящего над землей здания, устремленного белоснежным фасадом, купающимся в золотых лучах, ввысь над темной землей.
Храм шатрового типа имеет строгую центричность плана, вытянутые вертикальные пропорции и четкую симметрию: с какой бы из четырех сторон не подошел человек, он для каждого будет выглядеть одинаково (за исключением некоторых элементов декора). Эта идея равнозначности и доступности для всех людей, откуда бы они не шли к храму и к богу, несет в себе особый символизм. Первое, что встречает человека, на пути в храм – это лестница и паперть. Поэтому для входной группы было предусмотрено функциональное неяркое освещение, позволяющее безопасно добраться на уровень гульбища.

Саму стилобатную часть (подклет), в которой располагается воскресная школа, отделанную серыми плитами, было решено не выделять светом. В сумерках эта часть кажется еще темнее на контрасте с верхними подсвеченными ярусами белого цвета, и создается ощущение, будто здание приподнято над землей. Такой прием делает здание «возвышенным» над всем мирским, но в то же время сохраняет связь между землей и небом через освещение входной группы.

Ярус гульбища опоясывает мозаичное панно (алтарная часть). Стоит отметить, что в 2019 г. для этого особого элемента фасада проводился конкурс на создание живописных эскизов арочного пояса и входных порталов храма. В боковых нишах, обрамляющих северный портал, изображены святые благоверные князья Александр Невский и Даниил Московский; в нишах, обрамляющих южный портал, - святые страстотерпцы Борис и Глеб с одной стороны и святой благоверный князь Андрей Боголюбский с другой стороны. Уникальная «галерея», посвящённая тысячелетней истории христианства в России, видна как с прилегающей территории храма, так и доступна для ближайшего рассмотрения с гульбища. Мозаичные панно заглублены в аркатурный пояс и каждое из них подсвечено встроенными в пол линейными светильниками. В темное время суток, кажется, будто мозаика оживает, переливаясь разными оттенками и золотом. Благодаря оптике световых приборов свет выделяет плоскость мозаичного панно и края аркатурного фриза, слегка подчеркивая скользящим светом вертикаль яруса; в то же время отраженный свет создает достаточный уровень освещенности на полу для комфортного и безопасного перемещения. Порталы (декоративно обработанные дверные проемы) также освещаются линейными светильниками, установленными в пол.

У здания нет характерных лопаток, свойственных классическим архитектурным решениям храмовых построек. Основные объемы здания формируют прясла с закомарами и кокошники. Для освещения этих вертикальных плоскостей были выбраны прожекторы заливающего света разной мощности, в соответствии с размерами каждого яруса. Благодаря сочетанию освещенных плоскостей и теней, в темное время суток здание сохраняет визуальный объем и не кажется плоским, как бывает, когда фасад заливается равномерно только с опор. Барабан с щелевидными окнами и место его соединения с куполом, выделены светом с помощью миниатюрных прожекторов, образуя в точке перехода подсвеченное кольцо, а на золотом куполе мягкие блики.

Для белоснежного фасада храма были выбраны светильники с нейтрально-белой цветовой температурой 4000 К. Они лучше всего подчеркивают белый оттенок отделки, а также отражающие элементы мозаики, декоративное оформление порталов и золото купола. Фасад здания декорирован растительным орнаментом, высеченным в камне и чем-то напоминает традиционное русское кружево. Он отчетливо читается как днем, так и в темное время суток, когда включено архитектурное освещение, благодаря объему, формирующему светотеневой рисунок.

Вокруг храма равноапостольного великого князя Владимира организована круглая площадь с прогулочной зоной. Вечером минималистичные светодиодные опоры освещения обеспечивают нормированный уровень освещенности для комфортного перемещения вокруг храма. Между храмом и культурно-выставочным центром разместилась благоустроенная площадь с озеленением и местами для отдыха для горожан. Здесь основные пути транзита также освещаются светильниками на опорах с теплым белым светом, в то время как центре этой парковой зоны, где размещены скамейки, световые приборы не установлены, оставляя отдыхающих в более камерной уединенной атмосфере.


В торжественном открытии храма в декабре 2023 года принял участие мэр Москвы Сергей Собянин. Храмовый комплекс с парковой зоной на берегу Москвы-реки, разместившийся не территории бывшего аэродрома Тушино, уже стал любимым местом отдыха не только жителей нового микрорайона, но и горожан из других районов столицы, а также культурным и духовным центром нового района на Волоколамском шоссе.
1 / 4