17 мая 2023
Источник
Строительная газета
Поделиться статьёй

Художественные приемы в архитектурном освещении

Архитектор по свету Роман Аммосов рассказал Строительной газете о художественных приемах в архитектурном освещении
17 мая 2023
Источник
Строительная газета
Поделиться статьёй

Если художник работает с красками и кистями, то для светодизайнера такими «инструментами» являются светотехническое оборудование, системы управления и современные технологии.
Благодаря применению различных художественных световых приемов архитектура в темное время суток становится еще выразительнее. Ночной образ зданий, словно вечерний наряд, он предлагает зрителям взглянуть на них по-новому, рассмотреть в них неповторимые черты, которые становятся видны, когда включается архитектурное освещение. Светодизайнеры и художники по свету, работающие над созданием вечернего облика зданий, уделяют внимание не только разработке интересной концепции, но и технологиям, с помощью которых можно достичь желаемого результата.

О том как соблюсти баланс между исходными данными архитектуры, контекстом и креативной идеей, чтобы вместе они предстали единое целое, транслируя общую идею проекта, «Стройгазете» рассказал архитектор по свету инженерной компании QPRO Роман Аммосов.

 

Инструменты для создания архитектурно-художественного освещения фасадов

Благодаря современным технологиям в области освещения существуют разные приемы, которые применяются в зависимости от стоящей задачи, особенностей конструкций и архитектурных решений, а также стилистики и контекста. На первый взгляд приемов кажется не так уж много, но с их помощью можно создавать световые художественные образы на любой вкус. Расскажу о каждом из них подробнее.

1 — Цветовая температура и интенсивность
Архитектурное освещение впервые появилось в Америке в 20-х годах прошлого века, когда началось строительство небоскребов в Нью-Йорке. Эти здания заслуживали внимания и восхищения в любое время суток, поэтому Манхэттен стал «новым городом света и цвета, сказочной страной ночи… городом освещенных воздушных замков, которые тронуты кистью световых импрессионистов» — так писала газета «New-York Times» в 1925 году.

Традиционно фасады освещались с помощью теплого белого света, что было связано с технологическими особенностями источников света. Сейчас светодиодные технологии представляют для использования широкую палитры белого – от теплого (янтарного) до холодного (визуально ближе к голубым оттенкам). Сочетание двух или даже трех оттенков белого света (разная цветовая температура) помогает выделить разноплановые элементы фасада, проявить его объем и его пластику, а также обозначить ключевые элементы. Например, ниши могут быть выделены приглушенным теплым желтым светом, визуально относя их на задний план, более холодным оттенком и ярче могут быть подсвечены колонны, в то время как главные башенки и центральный вход или декоративный элемент подчеркнуты еще более холодным оттенком белого или светом большей интенсивности. Таким образом глаз достраивает полученную информацию, воспринимая эти три уровня глубины, а также значимость элементов фасада.

С помощью цветовой температуры, интенсивности и оптических характеристик световых приборов можно передавать объем строений, подчеркивая их архитектурные особенности, проявлять художественный образ архитектурных сооружений.

2 — Цветное освещение
Освещение фасадов цветным светом обрело свою популярность с появлением светодиодных RGB технологий. Цветной свет оказывает сильное влияние на восприятие объектов и с ним нужно работать очень аккуратно, поэтому поначалу цветное освещение применялось для современных зданий и смелых архитектурных решений. Но в последние годы цветом стали окрашивать классические и исторические здания. Вероятно, такие смелые решения стали появляться благодаря появлению более гибкой и универсальной технологии RGBW, когда в одном светильники совмещаются 3 цвета (Red, Green, Blue) и белый.

Световые сценарии можно настраивать для разных случаев, например, в праздничные дни включается цветное освещение, а в будни здание подсвечивается только оттенками белого. Прогрессивная технология помогла избежать размещения дополнительных световых приборов на фасадах, позволила создавать более сложные и деликатные цветовые оттенки, а также разнообразила возможности формирования торжественных и праздничных образов архитектуры.

3 — Динамическое освещение
Динамика в световых решениях обеспечивается с помощью использования систем управления. Управление происходит по разными протоколам, наиболее популярные из них – 0-10В, DALI, DMX, PWM (ШИМ).

Сейчас на фасадах зданий можно увидеть переливы цветов, изменение интенсивности света, эффекты мерцания белых оттенков и другие световые эффекты. Динамические световые картины могут быть реализованы с помощью медиафасадов или отдельных светильников, подключенных к системе управления.
Гибкие возможности управления светом позволяют создавать индивидуальные программы, а также работать по времени/календарю или в связке с датчиками. Например, вечером в выходные дни освещение может работать в режиме цветовых переливов, после 23:00 выключать цветную программу и переходить на приглушенные оттенки динамического белого, в 00:30 переключаться в режим энергосбережения и работать на 20% мощности, в 02:00 полностью выключаться и включаться уже на следующий день с наступлением сумерек при достижении определенного уровня освещенности вокруг. Как будет работать система зависит от желания заказчика и возможностей оборудования, которое используется в проекте.

Динамическое фасадное освещение решает сразу две основные задачи: создание выразительного визуального образа и дает возможность экономить на электроэнергии.

4 — Интеграция в архитектуру
Некоторые здания сразу проектируются с учетом того, что свет будет играть ключевую роль в формировании их образа. В этом случае архитекторы, светодизайнеры и инженеры работают над созданием совместного технического решения. Индивидуальные разработки такого типа можно встретить в зданиях со стеклянными фасадами. Подсвечивать прозрачное стекло не рекомендуется из-за его отражающих и пропускающих свойств, поэтому применяются специальные материалы для его обработки, цифровая печать, полупрозрачные изоляционные материалы и двойные стеклопакеты и прочее. В таких проектах освещение становится частью здания, а не отдельным светильником, который можно заменить на другой. Подобные решения встречаются нечасто, но всегда отличаются от других, вызывая восхищение и вопросы, как технически удалось добиться такого эффекта.

Также интересный эффект можно создать, когда световые приборы размещаются под оболочкой фасада и их свет пробивается «изнутри», очерчивая отстоящие от основной стены плоскости фасадных плит. Здание будто приобретает дополнительный внутренний объем, наполненный светом, выходящим наружу.

Сложные технические решения по интеграции освещения в архитектуру, по взаимодействию света с формами и материалами показывают статус и ценность таких объектов.

5 — Проекции, световые эффекты, инсталляции
В качестве зрелищного событийного освещения и одного из направлений цифрового искусства широкое распространение получили проекции на фасаде, или 3D-мэппинг. На здании, как на экране, появляются специально созданные статичные или динамичные визуальные образы. Особенностью проекций является точное попадание в размеры здания, выступающего в качестве полотна. При подготовке визуального материала все элементы фасада имеют значения (каждый выступ, впадина, скругление). Благодаря детальной цифровой модели здания визуальный ряд точно ложится на поверхность, не попадает в окна и не искривляется, где бы ни находился зритель.

Искусство вошло в нашу жизнь в новых формах, например, в световых инсталляциях. И они появляются не только в виде отдельно стоящих объектов на улице или в экспозиционных пространствах, но и на зданиях. Световые конструкции, размещаемые на фасадах, становятся самостоятельными объектами, предметами искусства, экспонируемыми в городской среде. За счет этого они привлекают внимание большого количества людей, заставляя задуматься над явным или скрытым смыслом и вызывая эмоции – не важно, позитивные или негативные. Пожалуй, основной задачей подобных инсталляций является именно наличие реакции.

 

 

Светодизайн – это тот инструмент, который способен помочь в создании новых эстетически привлекательных, функциональных и энергоэффективных объектов. Возможность применения разных художественных приемов для архитектурно-художественной подсветки фасадов выводит освещение на новый уровень проектирования, когда архитектура коммуницирует со зрителем через свет с помощью современных технологий.

Читайте также
12 августа 2021 Архиблог Анны Мартовицкой
БЦ Земельный на канале Архиблог
20 мая 2021 Архиблог Анны Мартовицкой
Архиблог Анны Мартовицкой
ЧИТАТЬ ВСЁ