29 апреля 2020
Источник
CRE
Поделиться статьёй

5 главных трендов в освещении улиц и зданий

О ключевых направлениях в развитии архитектурной подсветки и освещении общественных пространств рассказала Ксения Косая, светодизайнер компании QPRO
29 апреля 2020
Источник
CRE
Поделиться статьёй

Как совершенствуются световые приборы? Как выглядят светильники будущего? И как производители световой техники объединяются для сохранения экологии? О ключевых направлениях в развитии архитектурной подсветки и освещении общественных пространств рассказала Ксения Косая, светодизайнер компании QPRO, эксперт в области светового дизайна.

Тренд 1. Контроль светового загрязнения

Развитие рынка уличного освещения подарило новый ночной облик городам, но в то же время их жители потеряли возможность видеть захватывающее звездное ночное небо, каким оно было еще 100 лет назад. Миллионы детей, живущих в Москве или европейских городах, никогда не видели Млечного Пути или отдельных созвездий в районах, где живут. Световое загрязнение стало побочным эффектом индустриальной цивилизации. Поэтому сейчас перед лидерами светотехнического рынка стоит задача ограничить паразитную засветку от источника в новых приборах, что должно привести к уменьшению яркости свечения ночного неба. Как этого достичь? Международная Ассоциация «Дарк Скай», которая ставит своей целью контроль светового загрязнения, рекомендует использовать экранированные приборы, в которых выход света направлен к освещаемой поверхности земли или здания. Комфортная визуальная среда предполагает использование света исключительно там, где он нужен, без паразитной засветки и слепящих источников. Cветовое мастерпланирование определяет зоны интенсивности света и типы освещения. Работу над освещением общественного пространства, объекта архитектуры нельзя проводить в отрыве от существующей ситуации. Так проходила работа над освещением для Триумфальной площади и архитектурным освещением Патриаршего подворья в парке «Зарядье». Анализ окружения, уровня общей засветки помогает определить задачи проектирования. Главной задачей всегда является зрительный комфорт человека, который невозможен без качественного оборудования.

Тренд 2. Цветовая температура света

Цветовая температура светодиодных источников, раннее поколение которых имело холодную цветовую температуру 5000К и более, стремится к более теплому спектру. Приборы с теплой цветовой температурой безопаснее, глаз человека лучше воспринимает освещенные теплым светом объекты из-за меньшего яркостного контраста, они также оказывают меньше вредного воздействия на живые организмы по сравнению с холодными источниками. Некоторые компании вносят в каталоги продукцию с цветовой температурой 2200 Кельвинов. Это близко к привычной нам всем натриевой лампе, которая использовалась в уличном освещении. Мы во всех проектах уличного освещения используем преимущественно теплую цветовую температуру. Однако, есть примеры, когда использование более холодного спектра позволяет влиять на ощущения человека от восприятия объекта. Так, в проекте общественного здания MATREX инновационного центра «Сколково», изначальный замысел освещения был с применением оборудования, меняющим цветовую температуру, с теплой в зимний период на холодную летом. По задумке архитектора прохладный белый свет оказывал бы охлаждающий эффект.

Тренд 3. Проекционные светильники

Сейчас многие объекты хотят выделить за счет яркости фасада, увеличивая интенсивность света от осветительных приборов. Технология, которая способна выделить объект за счет другого подхода – проекция. Специальные линзы или трафареты в корпусе уличных прожекторов воплощают эффекты театрального освещения. Такой прием может быть использован в качестве навигации. Он же позволяет присутствовать свету там, где он не может быть установлен. Например, на исторических зданиях, объектах наследия. Как показывает мировая практика, такой гобо-эффект нашел свое применение в прогулочных зонах городов. Москва не стала исключением, проекции присутствуют на дорожках Бульварного кольца.

Тренд 4. Светильники легче интегрируются в архитектуру

В архитектурном освещении специалисты отдают предпочтение приборам с минимальными габаритами, которые интегрируются в пластику фасада и не препятствуют восприятию архитектуры. Уменьшение размеров приборов становится возможным благодаря уменьшению электрических компонентов, развитию технологии собирания луча. Переосмыслена и форма светильников по отношению к элементам фасада. Это дает большую вариативность в применяемых эффектах, которые раскрывают детали архитектуры в ночное время. Известный пример – светильники с тороидальной оптикой, которые часто устанавливаются для выделения оконных проемов здания. В интерьере он способен дать графичный акцент, внести геометричность, чем мы часто пользуемся.

Тренд 5. Влияние технологии интернета вещей на освещение

Сейчас активно внедряется технология интернета вещей, улицы городов заполняются датчиками, WI-FI-модулями, видеокамерами и прочими компонентами этой системы, каждый из которых имеет свою форму, габариты и место установки. Все они разные и их становится все больше, что приводит к визуальному загрязнению. Современные мульти-опоры освещения способны включать в себя не только модуль освещения, но и умные модули-компоненты. В этой системе светильник тоже становится умным модулем, который программируется алгоритмом сбора данных и является уже не просто источником света, а элементом умного города. В умных городах освещение способно изменить взаимодействие человека и города. Становясь ориентированным на человеческую активность, освещение может менять интенсивность, типы засветки в течении суток без дополнительных энергетических затрат. Такие установки освещения – хороший пример, как все вещи в концепции интернета вещей взаимосвязаны и работают на своем максимуме. Это абсолютно незнакомый тренд для Москвы, однако мировых концептуальных наработок уже много. Распространение этой технологии требует времени и переосмысления процессов. Новые технологии должны быть направлены не только на форму прибора, на его вид, но и на общее улучшение среды, и на развитие города.