07 мая 2024
Источник
Строительная газета
Поделиться статьёй

Архитектурная подсветка современных ЖК: проблемы и решения

Насколько архитектурное освещение влияет на впечатления и предпочтения покупателей и жителей «Стройгазете» рассказала светодизайнер QPRO Юлия Любакова
07 мая 2024
Источник
Строительная газета
Поделиться статьёй

Все чаще в проектах жилых комплексов (ЖК) различного уровня появляется раздел «Архитектурное освещение». Считается, что оно повышает статус и узнаваемость комплекса. Девелоперы в рекламных проспектах отмечают освещение фасадов как дополнительный плюс своего объекта. Возникает вопрос, будет ли оно «изюминкой», если все ЖК будут освещены? Насколько архитектурное освещение влияет на впечатления и предпочтения покупателей/жителей «Стройгазете» рассказала светодизайнер инженерной компании QPRO Юлия Любакова.

Тенденция освещения фасадов жилых комплексов зародилась в Москве, где рынок недвижимости очень обширный, и девелоперы ищут разные способы привлечь покупателей и выделиться на фоне других: для проектирования архитектуры и благоустройства приглашаются ведущие архитектурные бюро, разрабатываются концепции ЖК, ориентированные на целевые группы пользователей и пр. Постепенно эта тенденция распространяется и на другие регионы. Но стоит отметить, что объем строительства, его бюджеты и уровень качества жилой среды даже в новых строящихся комплексах в регионах зачастую на порядок ниже. Поэтому вопрос внедрения архитектурного освещения как средства повышения статуса объекта и его привлекательности для покупателей является еще более спорным.

 

Проблематика архитектурного освещения для ЖК

Анализируя появляющиеся решения архитектурного освещения жилых комплексов в российских городах, можно выделить ряд проблем, приводящих к тому, что оно не всегда работает как инструмент повышения качества среды и создания эстетичного вечернего образа.

Первая проблема — игнорирование роли освещаемого объекта в окружающей застройке и городе в целом. Например, при строительстве новых районов очень многие ЖК сдаются с архитектурным освещением. Вместо структурирования среды и расстановки акцентов происходит обратное — все объекты сливаются и становятся равноценными, композиция не считывается. Если обратиться к Концепции единой светоцветовой среды города Москвы, содержащую, помимо конкретных решений для Москвы, базовые методологические принципы, применяемые в световом мастер-планировании, мы увидим, что жилые территории входят в так называемую «световую ткань» города в противоположность «световому каркасу», включающему узловые элементы: ядро исторического центра, важные общественные зоны, высотные доминанты и связывающие все это основные транспортные пути. То есть территория жилой застройки — это фон, она не должна быть повсеместно выделена светом. Акцентами в ней могут стать общественные здания: торговые центры, спортивные комплексы и пр. Согласно Концепции, архитектурному освещению подлежат жилые здания, если они обладают особой архитектурной или композиционной значимостью (являются высотными доминантами, частью панорамных видов набережных, расположены «на планировочных осях площадей, осях и изгибах радиальных и кольцевых магистралей и набережных, на возвышенном рельефе площадей, магистралей, набережных и бульваров, на их пересечениях»). В жилой среде, прежде всего, предлагается уделять внимание качественному утилитарному освещению пешеходных пространств и освещению первых этажей.

Вторая проблема связана с первой: освещение жилых зданий, не обладающих архитектурной значимостью. Так как жилье — это, в большинстве своем, массовая застройка, нет ничего плохого в использовании простых, сдержанных или даже типовых архитектурных решений. С точки зрения освещения, зачастую на фасадах жилых зданий мало с чем можно работать в силу необходимости ограничения засветки в окна, накладывающейся на простоту архитектуры. В результате появляются те же типовые решения, но в свете: выделение простенков, верхнего яруса; либо решения, в которых свет не работает с архитектурой, а сам как бы искусственно добавляет детали на фасад: контурные самосветящиеся линии, «звездочки», «бантики» и т.п. Это не только зачастую выглядит неэстетично, но и по факту не удовлетворяет запросу на узнаваемость вечернего облика и подчеркивание архитектуры. При этом даже простой фасад может быть интересным в вечернее время, если продумать, куда и зачем может быть интегрирован свет и как он будет взаимодействовать с материалами отделки.

Третья проблема архитектурного освещения жилых комплексов — это бюджет. Освещение в принципе не является приоритетной статьей расхода застройщиков, а архитектурное освещение и вовсе рассматривается как декоративный элемент, на котором можно сэкономить. Но сэкономить — не значит исключить из проекта, а сделать на максимально бюджетном оборудовании. Из-за этого часто можно увидеть на новых зданиях уже неработающие или работающие некорректно светильники, что создает ощущение неухоженности и небрежности вместо ожидаемого привлекательного вечернего облика.

 

Решение проблем архитектурного освещения

Чтобы архитектурное освещение действительно работало на пользу имиджу ЖК и городу, необходим, в первую очередь предпроектный анализ и понимание значения объекта в окружении. Важным инструментом в этом вопросе мог бы стать световой мастер-план города, который содержал бы четкие правила, какие здания в каких районах требуют архитектурного освещения. Целью должно быть не привлечение внимания к отдельным объектам недвижимости, а, в первую очередь, гармоничная градостроительная композиция и световая навигация. Тем более, что архитектурное освещение не является основным фактором, на который ориентируются потенциальные покупатели. Так, например, на девелоперском форуме Repa в 2023 году было представлено исследование компании «УГМК-Застройщик» вопроса о том, что же действительно нужно покупателям и за какие нововведения в проект они готовы заплатить на 10% больше базовой цены квартиры. Помимо потенциальных покупателей, возможное наполнение ЖК оценивали и профессионалы: девелоперы, архитекторы, ландшафтные дизайнеры и т. д. В итоге наиболее значимыми как для пользователей, так и для профессионалов оказались внешнее благоустройство и отделка квартир, а третье место разделили озеленение и малые архитектурные формы. Нововведения, связанные с фасадами, оказались у респондентов далеко не в приоритете.

Если здание не имеет архитектурной и композиционной значимости, стоит обратиться к приемам, работающим с функциональным светом в качестве архитектурного: освещение входных зон, общих балконов, лестничных клеток может создавать эстетичный вечерний облик дома. При этом достигаются также цели экономии финансовых и энергетических ресурсов, а также снижение светового загрязнения. Подобные световые решения, по сути, интегрированные в архитектуру, требуют проработки на ранних этапах проектирования зданий и коллабораций архитекторов и светодизайнеров, и являются наиболее рациональными, при этом эстетичными и экологичными.

Особое внимание следует уделять освещению входных групп и первых этажей, особенно если они наполнены общественными функциями. Это та зона фасадов, с которой непосредственно взаимодействует пешеход и от которой во многом зависит его впечатление от среды, в то время как архитектурное освещение верхних частей, особенно высотных зданий, возможно увидеть только на значительном расстоянии.

В вопросе световых решений для первых коммерческих этажей жилых комплексов стоит отметить важность дизайн-кода. Зачастую собственники и арендаторы помещений оформляют витрины и входные группы в соответствии со своими вкусовыми предпочтениями или фирменным стилем компании. В результате зона первых этажей может выглядеть хаотично. Например, излюбленный бизнесом прием цветной контурной подсветки окон, цветные и мигающие вывески способны испортить впечатление от самого качественного благоустройства и красивого фасада. Поэтому для создания гармоничного вечернего облика и статусности объекта важно создавать регламенты оформления, в том числе светового, коммерческих помещений и контролировать их исполнение.

 

Подводя итог, хочется отметить, что для архитектурного освещения жилых комплексов основным принципом должен быть “Less, but better” (меньше, но лучше) — видоизмененный промышленным дизайнером Дитом Рамсом лозунг минималистичной архитектуры Миса ван дер Роэ “Less is more” (меньше значит больше).

С точки зрения повышения качества среды, улучшения имиджа объекта лучше повышать рациональность и точность решений, использовать более надежное и качественное оборудование, учитывать визуальный комфорт, чем стремиться во что бы то ни стало выделить объект из окружения.

Читайте также
01 апреля 2022 Cветотехническая конференция
Всероссийская светотехническая конференция 2022
06 февраля 2020 СТРОИТЕЛЬНАЯ ГАЗЕТА
Выйти в свет
ЧИТАТЬ ВСЁ