12 декабря 2024
Источник
ДЛИНА ВОЛНЫ
Поделиться статьёй

Музейно-храмовый комплекс в Тушино

Архитектурное освещение для современной храмовой архитектуры в новом районе Москвы на месте Тушинского аэродрома
12 декабря 2024
Источник
ДЛИНА ВОЛНЫ
Поделиться статьёй

Архитектура и программа
Храм — часть музейно-храмового центра, расположенного между жилым районом «Тушино 2018», Волоколамским шоссе и набережной Москвы-реки. Здание входит в «Программу 200», запущенную ещё в 2010 году: в рамках неё в Москве возводится 200 новых храмов.
Весь храмовый комплекс, появившийся на месте некогда знаменитого Тушинского аэродрома, стоит на вытянутом участке по оси восток-запад: вдоль неё располагаются главные ворота, звонница (запад), храм (центр) и музей (восток). Также на территории храмового комплекса разбита площадь. Архитектура ансамбля, расположенного вдоль реки, восходит к традициям Владимиро-Суздальского зодчества. Со строительства храмового комплекса началось строительство целого жилого района.

Общая площадь всего комплекса — около 6 200 м², а площадь храма, рассчитанного на 785 человек, — более 2 000 м². Шатровое здание состоит из гранитного стилобата и многоступенчатого одноглавого храма, его высота — 58 метров до креста. На первом этаже расположены воскресная школа и технические помещения, а на втором притвор, молитвенный зал и алтарь.

 

Световая концепция
Главная цель световой концепции — создать особый образ здания в темноте: подчеркнуть чистоту и лёгкость архитектуры с помощью света и сформировать сакральные переживания. Так появилось решение, в котором белоснежные фасады, облицованные стеклофибробетоном, мрамором и гранитом, будто парят над тёмной землёй, купаются в золотых лучах и стремятся ввысь.
Светодизайнерам чаще приходится работать с коммерческой или жилой архитектурой — фасадами, интерьерами, ландшафтом, — а храмы встречаются очень редко. При этом культовые сооружения несут в себе особую смысловую нагрузку, которую необходимо выразить через освещение. Это интересная задача по поиску подходящего гармоничного и эмоционального светового решения.
Работа с современной храмовой архитектурой может отличаться от подходов к проектированию исторических церквей: взгляд архитекторов на современную сакральную архитектуру может кардинально отличаться от классических канонов или же следовать им. И это всегда вызов для светодизайнеров, интересная творческая и техническая задача.

 

Световые решения
Форма храма устойчива и симметрична: с какой бы из четырёх сторон не подошёл человек, здание будет выглядеть одинаково за исключением некоторых элементов декора. Эта идея равнозначности и доступности для всех людей, откуда бы они ни шли к храму и к Богу, несёт в себе символическое значение. Другие важные черты храма в Тушино — его вертикальность и заметно вытянутые пропорции.
Основной рельеф здания формируют прясла с закомарами и кокошники. Для освещения этих вертикальных плоскостей выбраны заливающие прожекторы с разной мощностью от 3 Вт до 150 Вт: она зависит от размеров каждого яруса, которые уменьшаются кверху. Чем больше размер поверхности, тем больше мощность и ширина светового луча — увеличивается и количество приборов. Чем выше ярус, тем он меньше по площади — и мощность светильников также уменьшается. Разные углы светильников помогают бороться с отдельными световыми пятнами на фасаде и сохранять равномерный уровень освещённости — от 10° до 100°: равномерная световая заливка больших поверхностей требует широких углов, а более компактные элементы выделены узкими лучами.

Комбинация освещённых плоскостей и теней формирует рельеф здания, сложная форма которого различима в темноте. Это решение отличается от базовой опции, когда фасад равномерно заливают светильники на опорах вокруг здания — в этом случае он обычно получаются плоскими: именно поэтому команда QPRO не использовала этот приём в работе с храмовым комплексом.
Для освещения белоснежного фасада использованы светильники с нейтрально-белой цветовой температурой 4000 К: они подчёркивают белый оттенок отделки и отражающие элементы мозаики, декоративное оформление порталов и золото купола. Барабан с щелевидными окнами и место его соединения с куполом выделены светом с помощью миниатюрных прожекторов: в точке перехода одной формы в другую образуется подсвеченное кольцо, а на золотом куполе появляются мягкие блики.

Первое, что встречает человека на пути в храм — лестница и паперть, поэтому для входной группы предусмотрено функциональное неяркое освещение, позволяющее безопасно добраться на уровень гульбища. Мозаичные панно на уровне гульбища заглублены в аркатурный пояс: каждое из них подсвечено встроенными в пол линейными светильниками. Вечером и ночью кажется, будто мозаика оживает, переливаясь разными оттенками и золотом. Порталы также освещаются линейными светильниками, установленными в основание гульбища. Для комфортного и безопасного перемещения по гульбищу использован отражённый свет: он создаёт достаточный уровень освещённости.
Для подсветки мозаичного панно и краёв аркатурного фриза также используются приборы с цветового температурой 4000 К, но с ассиметричной эллиптической оптикой — они выделяют мозаичное панно и архитектурные детали фриза, подчёркивают вертикали скользящим светом, но при этом помогают избежать светового загрязнения.

Стилобатная часть, в которой располагается воскресная школа, намеренно не выделена светом: в сумерках поверхности, отделанные серым гранитом, кажутся ещё темнее на контрасте с верхними подсвеченными ярусами — в том числе так возникает ощущение, будто здание приподнято над землёй. Такой приём «возвышает» здание над всем мирским, но в то же время сохраняет связь между землёй и небом (то есть земным и сакральным) через освещение входной группы. Приборы, освещающие фасад, имеют CRI>80. После световых расчётов на объекте проводилось несколько мокапов, чтобы настроить свет и пролепить архитектуру.

Вокруг храма разбита круглая площадь с прогулочной зоной. Нормированный уровень освещённости для комфортного перемещения здесь обеспечивают минималистичные приборы на опорах, которые излучают тёплый белый свет 3000 К. Так же освещены прогулочные пути между храмом и культурно-выставочным центром — то есть вся прогулочная ось восток-запад. В центре этого парка расположены скамейки — здесь нет световых приборов, чтобы люди могли оставаться в камерной обстановке, а в городе сохранялась темнота.