15 ноября 2022
Источник
СОВРЕМЕННАЯ СВЕТОТЕХНИКА
Поделиться статьёй

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Ведущий светодизайнер Софья Кудряков рассказала в журнале Современная Светотехника о комплексном подходе в проектировании освещения
15 ноября 2022
Источник
СОВРЕМЕННАЯ СВЕТОТЕХНИКА
Поделиться статьёй

Каждый светодизайнер обладает своим уникальным подходом к проектированию. В данной статье я поделюсь принципами, которыми руководствуюсь в работе, при создании проектов архитектурного и ландшафтного освещение освещения, на которых я специализируюсь на сегодняшний день.

Приступая к работе над любым объектов первоначально, я всегда задаю себе вопрос «какие задачи должно решать освещение». Самый простой ответ на этот вопрос — функциональные. Так в любом проекте архитектурного освещения есть световые решения входных групп, эвакуационных выходов, балконов и т. п.

Не менее важная задача освещения – это создание ночного образа объекта. На этапе разработки концепции важно определить, что должен нести в себе этот образ: должен ли он подчеркивать архитектуру, делать объект уникальным или же наоборот вписывать объект в существующую световую среду. Также важно понять какие ценности и идеи отражает освещаемый объект, как они могут быть донесены с помощью света.

 

Рассмотрим несколько примеров.

Fairmont & Vesper Residences – исключительный проект на главной улице Москвы, который меняет эстетику жизни в современном мегаполисе. Сочетание строгих линий с плавными контурами и выверенность пропорций вторят монументальности и масштабности Тверской улицы. Исходя из данного описания, можно сформировать основные задачи архитектурного освещения. Ночной образ здания должен вписываться в общую концепцию освещения улицы Тверская. Свет должен подчеркивать уникальность объекта и особенности архитектуры, отражать идею исключительности и демонстрировать статус уровня люкс.

Для интеграции здания в городскую среду используется прием освещения снизу вверх, выделяется карниз. Уникальную архитектуру подчеркивает комбинация линейных и точечных светильников, проявляющих пластику фасада. «Люксовость» передает теплый свет (3000K) и выверенное соотношение контрастов, позволяющих создать игру света и тени на фасаде.

 

Бизнес-центр «Земельный», офис компании Актион — белоснежный гиперболоид, построенный по проекту архитектурного бюро UNK Project. Это первое в мире здание с вертикальным садом на 55-й параллели северной широты. Белоснежный ажурный бизнес-центр имеет в сечении форму треугольник с закругленными углами.

В этом проекте архитектурное освещение должно подчеркнуть лаконичную архитектуру и сделать здание световой доминантой района. Для достижения необходимого эффекта были использованы светильники с узкой оптикой, высвечивающие ребра конструкции здания. Выверенное решение не только отлично выглядит, но является отражением идеологии современной активно развивающейся компании.

Всегда нужно помнить, что освещение взаимодействует не только с архитектурой объекта, но и с окружающей средой. Поэтому, при разработке проекта освещения, я учитываю поставленные задачи и соблюдаю баланс контрастных соотношений объекта и окружающей среды.

Освещение Fairmont & Vesper Residences чуть менее яркое чем архитектурная подсветка стоящих рядом зданий. Такое решение позволяет создать ощущение камерности и подчеркнуть его уникальность среди ярко освещённых объектов. БЦ «Земельный», напротив находится в развивающимся районе с довольно хаотичным освещением. Поэтому для привлечения внимания здание освещено довольно ярко.

 

Говоря о среде, мы часто забываем, что световое оборудование на фасаде создает визуальный эффект не только в темное время суток. Светильники, размещенные на фасаде, также влияют на целостность восприятия архитектурного объекта. В своих проектах я уделяю отдельное внимание интеграции осветительного оборудование в фасадные системы.

Для уменьшения видимости светильников на здании апарт-отеля и жилого комплекса класса De Luxe Fairmont & Vesper Residences, моим коллегой Амосовым Романом были разработаны специальные кронштейны, крепящиеся к подсистеме фасадов и выходящие через деформационные швы.

Для всех светильников на фасаде Fairmont & Vesper была тщательно подобрана оптика, что позволило избежать засветки окон жилых помещений. В проекте БЦ «Земельный» узкая оптика в сочетании с защитными аксессуарами и чётко направленными световыми приборами помогают минимизировать эффект светового загрязнения, не мешает пешеходам и людям, находящихся в здании.

В проекте Fairmont & Vesper Residences фасад облицовывался натуральным камнем, снимать который, для обслуживания блоков питания, расположенных за ними, не представлялось возможным. Мы не могли разместить блоки питания внутри здания, поэтому принято было решение использовать на фасаде только оборудование с питанием от сети.

 

В любом проекте важна задача по обслуживанию светильников. Так, например, конструктив фасада БЦ «Земельный» позволил установить блоки за металлическими конструкциями на фасаде. При таком размещении доступ к ним возможен.

Конечный пользователь проекта освещения всегда человек. И в любом проекте свет должен создавать комфортную визуальную среду.

Все вышеперечисленные принципы позволяют создавать гармоничные проекты освещения. Однако всегда следует помнить, что проектирование — это командная работа, а в процессе обсуждений и изменений рождаются лучшие решения.

 

Про журнал Современная Светотехника №4 (78) 2022 :

http://lightingmedia.ru/sobytiya/zhurnal-sovremennaya-svetotehnika-priglashaet-v-novyj-5-j-nomer/