19 ноября 2024
Источник
RETHINKING THE FUTURE
Поделиться статьёй

Характерные черты в освещении премиального жилья в мире

Ведущий инженер-проектировщик Алевтина Калинина обозначила Re-thinking the future характерные черты световых решений в частных объектах премиум-класса в мире
19 ноября 2024
Источник
RETHINKING THE FUTURE
Поделиться статьёй

Ежегодно профессиональные светодизайнеры и архитекторы по свету со всего мира представляют свои лучшие реализованные объекты на международные конкурсы, где именитые члены жюри выбирают лучших из лучших. Глядя на работы финалистов и победителей, а также другие проекты, представленные на профессиональных порталах, можно судить о тенденциях области, и узнать какие они «лучшие» световые решения по мнению профессионального сообщества.
В частных премиальных объектах можно наблюдать крепко укрепившиеся тренды и постепенное появление новых. Это всегда связано как с самой архитектурой, развитием технологий, так и с изменениями в социальной сфере и глобальными мировыми тенденциями.

 

Расскажем подробнее о характерных чертах и особенностях световых решений в частных объектах премиум-класса в мире:

 

1. Интеграция с архитектурной и незаметность
Для получения наилучшего результата, освещение в частных объектах нужно планировать еще на этапе разработки концепции объекта, что дает возможность архитектору и светодизайнеру создать уникальное индивидуальное решение, не ограничиваясь архитектурными особенностями уже построенного здания. Световые приборы, чаще всего выполняющие функциональную задачу, стараются сделать максимально незаметными (например, безрамочными, тонкими или миниатюрными). Также активно продолжает применяться отраженный или скрытый свет (подсветка по периметру потолка, пола, элементов конструкции стен или объектов). Актуальна тенденция к минимизации видимости функциональных световых приборов (не относится к декоративным светильникам).
Благодаря интеграции и миниатюризации создается симбиоз материи света и архитектуры, благодаря которому формируется гармоничная среда обитания человека. Искусственное освещения в темное время суток помогает проявлять архитектуру, формы, материалы, цвета. В некоторых жилых пространствах считывается некоторая «музейность»: когда при минимальном количестве предметов и элементов декора пространство становится самодостаточным и оформленным практически только светом и эффектами, которые он создает. В таких пространствах архитектура выходит на передний план и ей не требуются дополнения, чтобы проявить себя.

 

2. Баланс естественного и искусственного света
В связи с мировой тенденцией по поддержанию и улучшению здоровья человека, а также формирования здоровой среды (как в общественных пространствах, так и в частных интерьерах), все чаще встречаются проекты, созданные по принципам «биофильного» дизайна. Одной из важных составляющих таких пространств является максимальное использование естественного света. Поэтому традиционные стены в загородных домах превращаются в большие поверхности остекления от поля до потолка, появляются мансардные окна, атриумы, строятся открытые террасы, организуются внутренние дворики, светопропускающие конструкции и стеклоблоки как внутри жилого пространства, так и выполняющие роль фактических стен. Все эти архитектурные вариации призваны обеспечить максимальный доступ солнечного света в интерьер.
В таких проектах светодизайнеры стремятся создавать сбалансированные световые решения, учитывающие естественный свет, сочетая его с искусственным.

 

3. Гибкость световых решений
Эта необходимость в том числе связана с тенденцией, упомянутой в п.2. Создать баланс и гармонию в световой среде можно только через динамику. Т.е. искусственный свет не должен быть статичен, а должен изменяться в зависимости от окружающих или погодных условий. С помощью системы управления и возможностей «умного дома» изменения искусственного света в жилом пространстве происходят автоматически. Датчики и сенсоры фиксируют характеристики окружающей среды и регулируют параметры светового оборудования. Это не только удобное, но и энергоэффективное решение.
В объектах, где большая площадь остекления и где есть доступ естественного света светодизайнерам нужно находить правильные решения по количеству, размещению и техническим параметрам световых приборов, объединяя их в системе управления, которая должна работать как единый организм, отзываясь на окружающую среду, предпочтения и привычки жильцов.

 

4. Баланс света и тени
В современных жилых пространствах премиум-класса большое внимание уделяется балансу света и тени. Комфортные условия для жизни и человеческого организма, которые формировались тысячелетиями природой, предусматривают гармоничное сочетание света и тьмы/полутьмы.
Находиться постоянно в очень светлом пространстве или в темноте некомфортно для человека. Такие условия негативно влияют на эмоциональное и физическое состояние. Поэтому важно найти оптимальный баланс и не впадать в крайности, даже если изначально кажется, что ты любишь много света или предпочитаешь полумрак. Решить данную задачу поможет как полноценная система автоматизации, так и наличие световых сценариев, распределение по группам света или просто диммирование.
Часто в частных интерьерах используется отраженный свет, который комбинируют с направленным. Мягкий и рассеянный, он создает ощущение спокойствия и умиротворения, обеспечивая визуальный комфорт.
Световой баланс предусматривается не только в интерьерах, но и в экстерьере. Использование световых приборов, отвечающих требованиям и принципам концепции Dark Sky, поможет сохранить существующую экосистему и наслаждаться звездным небом.

 

5. Рациональное использование
Современные световые решения предусматривают рациональное использование световых приборов. Свет должен в первую очередь выполнять функциональную задачу, поэтому в настоящее время количество световых приборов стало значительно меньше по сравнению с количеством светильников в проектах 5-10 летней давности.
Минимизация количества световых приборов предполагает не только энергоэффективность (сокращение потребления энергии и затрат на электричество), но и сокращение размера сметы для заказчика. Зачем покупать и монтировать светильники, которыми не будешь пользоваться, если они не нужны? Продуманное световое решение, удовлетворяющее потребностям и функциональным задачам – это то, что хотят сейчас современные заказчики, которые задумываются о будущем.

 

6. Единение с природой
Все больше появляется проектов, где наблюдается стремление к единению с природой. Данная тенденция особенно заметна в загородных резиденциях, где интерьер плавно перетекает в экстерьер и наоборот. Первые этажи открывают бесшовный доступ в сад, а в интерьерах возникают «зеленые островки», в которых размещаются живые растения (кашпо, кадки с растениями), а иногда создаются целые сады с природными элементами (деревьями, кустами, камнями, водой и др.).
В освещении жилых пространств появляются природные световые эффекты: ажурная тень листвы на полу, стенах или имитируются световые лучи. Теплые оттенки света напоминают солнечный, создавая явную ассоциативную связь с природой. Создание продуманной световой неравномерности среды со световыми акцентами, высвеченными плоскостями и линейными изогнутыми линиями света, характерными для естественной среды помогают создать приятную атмосферу.

 

7. Качество света
Освещение в премиальном сегменте применяется вдумчиво, и также происходит выбор световых приборов. Предпочтение отдается в пользу качества, а не количества или разнообразия. Использование традиционных парадных люстр, которые выполняют декоративные задачи, сводится к минимуму. В качестве арт-объектов выбираются такие предметы искусства как картины, инсталляции, статуи и др. вещи, фокусирующие на себе внимание. Для них важно правильное освещение, потому что оно помогает им предстать «в лучшем свете» и визуально передать их ценность и уникальность. Качество света зависит от различных характеристик световых приборов и источников света таких как цветовая температура (в том числе tunable white), цветопередача, биннинг, качество LED-источников и отражателей, отсутствие хроматических аберраций, наличие широкой линейки разнообразных углов света, наличие фильтров, линз, рамок и др. аксессуаров.