10 ноября 2024
Источник
AMAZING ARCHITECTURE
Поделиться статьёй

СВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ ХРАМАХ МИРА

Ведущий инженер-проектировщик Алевтина Калинина рассказала журналу Amazing Architecture о световых решениях для современных храмов в 10 разных странах мира
10 ноября 2024
Источник
AMAZING ARCHITECTURE
Поделиться статьёй

В любой стране мира и вне зависимости от временного периода религиозная архитектура всегда обладала уникальной способностью выходить за рамки физического мира, перенося посетителей в особое духовное путешествие. Архитектурные и дизайнерские решения в этом направлении строительства разнообразны, но они всегда оказывают сильное влияние на человека, его эмоциональное и духовное состояние. В современной реальности сакральная архитектура представляется уже не только в традиционных формах и материалах, она более разнообразная и впечатляющая.

Утонченный дизайнерский подход, современные материалы, энергоэффективные технологии, устойчивые проектные решения – все это неотъемлемая часть современного строительства. Конечно, дизайнеры и архитекторы разных стран мира опираются в первую очередь на традиционные принципы подхода и элементы, но не боятся их переосмысливать и воплощать в новых впечатляющих образах. Сакральную архитектуру прошлого и настоящего объединяет единый божественный и природный элемент — свет. Сейчас авторы проектов работают как с естественным, так и с искусственным освещением, создавая удивительные образы не только днем, но и в темное время суток.

 

Давайте рассмотрим, как используется свет и освещение в наше время на примере 10 современных объектов сакральной архитектуры из разных стран мира. В подборку вошли как очень известные здания, так и менее известные строения. Будь то зрелищные или более сдержанные световые эффекты в проектах – все эти решения отвечают задачам сакральной архитектуры, которая находится «вне времени».

 

1. Saemoonan Church (Seoinn Design Group + Lee Eunseok) / Южная Корея
Дополнением к и без того впечатляющей футуристической форме с символикой открытия небес церкви Saemoonan в Сеуле, стало освещение. Изогнутая форма здания с плавными линиями олицетворяет руки матери, тянущиеся с мольбой к небу. Вместо помпезных скульптур и декора в архитектуре читается простота и абстрактные образы, что кардинально отличает ее от храмовой архитектуры прошлых веков. Основные принципы, которые воплощает в себе церковь: историчность, как основа корейских протестантских церквей; символика дверей, открытых в небеса; пространственность выражения Христа как света; представление водного пространства как значения крещения и гармонии.

Световое решение для фасада такой сложной формы кажется сдержанным, но весьма оригинальным и достаточным для формирования нужных эмоций — в верхней части 12-ти этажной башни со смотровой площадкой, где размещен крест, теплым золотистым светом освещено пространство за ним. Возвышающаяся часть с подсветкой предстает словно своеобразный маяк для верующих. С помощью контрового света удалось создать хорошо читающиеся контуры главного элемента — креста. Изогнутую часть фасада украшает россыпь небольших отверстий, напоминающих звездное небо, через которые вечером льется свет из интерьера, создавая особую связь между землей и небом. Чтобы усилить эффект свечения «звезд», фасад освещается прожекторами с теплым светом, создавая несимметричные акценты на здании, усиливая эффект и без того сложной и изогнутой формы фасада.

 

2. Church of Luoyuan (Inuce) / Китай
Интересным примером с впечатляющим световым решением стала церковь Luoyuan в Китае. В основе концепции архитектурного решения лежит стремление к объединению «христианских традиций и местной китайской аутентичности».
Уникальным интерьер делают 107 705 стекол витража 21-го оттенка (18 синих, 2 желтых и 1 белый), которые создают атмосферу интерьера. Площадь витража составляет 1412 м2 — он не только самый большой в Китае, но и во всем мире.

В конструкции строения используется основной принцип организации Тулоу, но вместо того, чтобы просто подражать замкнутой круглой форме, церковь принимает образ объятий, приглашающий во внутреннее царство, который венчает символ христианской веры — крест. Главный зал, спроектирован как «медитативный противовес» внутреннему двору, вмещающий 1200 человек. Он освещен огромным рядом синих окон-витражей, созданных по образу и подобию традиционных христианских церквей.
Множество витражных панелей внутреннего пространства представляют собой произведение искусства под названием De Profundis. Этот образ отсылает к 130-му псалму Библии. Пространство интерьера словно погружает на дно океана в голубые воды. Внешний слой — Spiritus Sanctus -символизирует Святой дух.

По задумке авторов абсолютная тьма побеждена, аурой божественного света, исходящей от поверхности. Образ, созданный с помощью света и стекла словно говорит, что даже в самые мрачные моменты жизни, когда человек чувствует отчаяние и изолированность от внешнего мира, он не лишен надежды. Чтобы получить нужный световой эффект в здании возвели 2 слоя стен с остеклением, между которыми и размещено световое оборудование, равномерно освещающее витраж. Благодаря уникальному конструктивному решению получился такой впечатляющий эффект свечения стеклянной поверхности, которым можно любоваться изнутри и с наружи.

 

3. Bosjes Chapel (Steyn Studio) / Южная Африка
Часовня Bosjes Chapel, расположившаяся среди виноградников в Южной Африке, сооружение, глядя на которое можно поверить, что тяжелый объект может быть неземным. Авторы проекта хотели создать не просто строение, а заставить тяжелый объект «плыть», как будто удерживаемый божественной силой, и в то же время создать привлекательный образ, приглашающий войти в здание.
Концепция подобной крылу церкви появилась после того, как заказчик представил архитекторам библейский стих Псалом 36: 7, в котором говорится: «Как бесценна твоя неизменная любовь, Боже! Люди укрываются в тени твоих крыльев».

Несмотря на то, что здание создано из железобетона, многослойного стекла и камня, оно кажется легким и воздушным. Благодаря большой площади остекления, днем в часовню проникает солнечный свет, а вечером здание приобретает особый неповторимый образ, который создает теплый свет, подчеркивающий мягкие изгибы крыши и пространство интерьера. Узнаваемым архитектурным элементом постройки стала крыша сложной формы с плавными изгибами, которые есть не только снаружи, но и внутри. Потолок в часовне максимально «чистый» и на нем нет в обычном понимании светильников кроме пары минималистичных чаш с источниками света.

Интерьер и крыша экстерьера освещается мягким теплым равномерным отраженным светом с помощью прожекторов, размещенных на металлических балках несущей конструкции. Световой эффект усиливается благодаря отражению в водоеме перед входом. Дополнительно в интерьере предусмотрены встроенные светильники в пол, освещающие места «соприкосновения» изгибов потолка с полом и также может включаться контурная подсветка. Световое решение в данном проекте построено на отражениях и разнообразии световых сценариев групп светильников, создавая гармоничное восприятие архитектуры и формируя мягкий эмоциональный образ.

 

4. Blessed Maria Restituta church (Atelier Stepan) / Чехия
Намерение построить церковь, посвященную Блаженной Марии Реституте, впервые возникло в 1968 г., но здание по проекту Atelier Stepan появилось только через 50 лет. Архитекторы решили применить круглую планировку, как символ неба и вечности. Круглая крыша представляет собой радужное окно, формирующее красочный спектр света. Он создает эффект парения и усиливает священный образ строения. В интерьере, благодаря цветному остеклению, можно наблюдать как потолок окрашивается в разные цвета, заставляя посетителей устремлять свой взгляд в высь, наблюдая прекрасную игру цвета и света.

Свет попадает внутрь церкви, но источника не видно, т.к. окна скрыты за широким выступом. В самой высокой точке треугольной колокольни расположены ярко освещенная смотровая площадка, карильон и крест. Форма креста формируется благодаря двум смежным стенам, в которых предусмотрено сквозное отверстие в форме креста. В темное время суток благодаря подсветке пространства смотровой площадки, на фоне контрового света в этой зоне, крест хорошо читается с расстояния.

Интерьер церкви освещается прожекторами на кольцевом треке, размещенном на потолке. Дополнительно предусмотрена равномерная подсветка лавки по периметру пространства, и кажется, будто она парит над полом. Эффектным архитектурным акцентом стал проход в форме узкого треугольника, больше напоминающего форму луча, через который свет попадает внутрь.
Как на сознательном, так и на бессознательном уровне свет в церкви представляет существование мира за пределами физического опыта и олицетворяет божественное начало.

 

5. Lotus Temple — Baha’i House of Worship (Fariborz Sahba) / Индия
Храм Лотоса (официально Дом поклонения в Бахаи) в Нью-Дели — удивительное архитектурное строение из белоснежного мрамора в стиле «экспрессионизм» имитирующее цветок лотоса, растущего над водой. Обычно большинство культовых сооружений украшены замысловатым декором или символами, но в этом здании только два основных элемента используются в качестве украшения — это свет и вода.

Здание спроектировано так, чтобы максимально использовать дневной свет. Он попадает внутрь через остекление в верхней части внутренних лепестков, в нижней части внешних лепестков, а также с внешней стороны лепестков, где находятся входы. Фактически получается, что солнечный свет попадает в центральный зал, также, как в природе у настоящих цветков лотоса. Храм окружают 9 бассейнов, выполненных в форме листьев цветка. Вечером в воде включается освещение и возникает ощущение, будто здание «плавает» на воде. В темное время суток лепестки лотоса фасада здания и их внутренняя часть, выполняющая роль козырьков у входа, освещаются теплым белым светом, проявляя уникальную форму здания. Благодаря освещенным поверхностям и теням от лепестков, здание в темное время суток не теряет своего объема и становится настоящим украшением города.

 

6. Santa Maria Goretti church (MCA — Mario Cucinella Architects) / Италия
Авторы проекта церкви Санта-Мария-Горетти в национальном парке Поллино хотели создать сбалансированное решение формы. Необычный внешний вид берет начало из природных форм, а также традиций — строгих апсидальных калабрийских церквей, построенных монахами из восточных районов Римской империи.
Вход в церковь впечатляет — это высокий портал, в одной из четырех белых бетонных апсид, в котором считывается крест.

Символ креста возникает на фасаде через визуальный «разрез» оболочки, возникающий благодаря выступающей форме стены и теням, образованным пересечением с входным порталом. В темное время суток вход в храм предстает перед посетителями во впечатляющем образе, в форме светящегося креста. Он хорошо виден издалека подобно маяку, особенно на контрасте со зданием, которое не имеет архитектурной подсветки и остается в тени, оставляя главную роль тонким полосам света. Весь визуальный, эмоциональный и духовный акцент с помощью света в темное время суток сделан именно на создание образа светящегося креста.

При проектировании особое внимание уделялось гармоничным отношениям с окружающей природой. Зеленые крыши и внутренние дворики с растениями, а также органический сад способствуют устойчивости проекта.

 

7. Храм Великого князя Владимира в Тушине (СПИЧ) / Россия
Участок, отведенный под строительство музейно-храмового центра, расположен вдоль проектируемого проезда между жилым районом «Тушино 2018» и набережной Москвы-реки. Архитектура комплекса отсылает к традициям Владимиро-Суздальского зодчества, формируя ансамбль с запоминающимся силуэтом вдоль Москвы-реки.

В основу концепции светового решения легла идея создать особый образ здания в темное время суток: сформировать эмоциональное восприятие сакрального через внешний облик, подчеркнув с помощью света чистоту и легкость архитектурного решения. Так было решено с помощью архитектурного освещения создать образ словно парящего над землей здания, устремленного белоснежным фасадом, купающимся в золотых лучах, ввысь над темной землей.

Саму стилобатную часть (подклет), в которой располагается воскресная школа, отделанную серыми плитами, было решено не выделять светом. В сумерках эта часть кажется еще темнее на контрасте с верхними подсвеченными ярусами белого цвета, и создается ощущение, будто здание приподнято над землей. Такой прием делает здание «возвышенным» над всем мирским, но в то же время сохраняет связь между землей и небом через освещение входной группы.

 

8. St Nicholas Greek Orthodox Church (Santiago Calatrava) / США
Греческая православная Церковь Святого Николая пропитана символизмом и в ней чувствуется сильное влияние византийской архитектуры. Купол имеет 40 окон и 40 «ребер» (столько же, сколько у собора Святой Софии в Стамбуле), видимых как изнутри, так и снаружи, символизирующих 40 ребер Святого Николая. Фасад здания выполнен из пентелийского мрамора, того же происхождения, что и мрамор, из которого был построен Парфеноне в Афинах, угловые башни строения облицованы полосами белого и серого мрамора.

В темное время суток купол и цилиндрический фасад церкви подсвечиваются изнутри, акцентируя внимание на строении. Авторы проекта называют этот световой эффект «маяком надежды в ночи». Создать такой эффект удалось благодаря особому конструктиву здания. Конструкция выполнена из тонких каменных и ламинированных панелей из стекла, подсвечиваемых сзади. Основная задача в проекте заключалась в том, чтобы церковь днем казалась твердой как камень, а ночью светилась «светом 10 000 свечей».

В интерьере главный алтарь находится под центральным куполом и освещается светом, проникающим через полупрозрачные арочные окна в нишах в северной и южной сторонах. В восточной нише арочные окна отсутствуют, чтобы иконография над главным алтарем читалась как единый непрерывный образ. Иконография была написана священником-монахом из 1000-летнего монастыря в Греции, а затем доставлена в Нью-Йорк.

 

9. Sunset Chapel (Bunker Arquitectura) / Мексика
Небольшая часовня Заката, расположенная среди живописных холмов Акапулько, стала результатом концепции, основанной на игре контрастов: стекла против бетона, прозрачности против прочности, воздушности против тяжести, классические пропорции против кажущегося хаоса, уязвимость против неразрушимости, эфемерность против долговечности.
При разработке проекта авторам были поставлены три критерия, которые необходимо было выполнить: 1 — максимально использовать преимущества локации и окружающие виды; 2 — солнце должно было садиться точно за алтарным крестом дважды в год в дни весеннего и осеннего равноденствия; 3 – разместить снаружи часовни склепы — метафорически говоря, мавзолей находился бы в идеальной синхронности с небесным циклом непрерывного обновления.

Архитекторы стремились минимизировать возможное воздействие на участок, уменьшив площадь основания здания почти до половины площади пола верхнего уровня. Также строение максимально вписано в окружающий ландшафт с его характерными особенностями – обильной растительностью и огромными валунами. Здание выглядит весьма необычно, напоминая издали очередной гигантский валун в группе подобных на вершине горы.

Интерьер часовни открыт ветрам и воздуху, в нем нет привычных окон или дверей, обеспечен максимальный доступ к естественному свету, проникающему через решетчатую конструкцию в стенах. Вечером часовня трансформируется в необычный арт-объект, на котором проявляется узор из света на темной поверхности постройки. Интерьерное освещение выступает в качестве архитектурной подсветки верхней части строения, создавая таинственный вечерний облик. В нижней части выделены светом две нижние плоскости фасада с одной стороны, а с другой — необычный эффект создает узкий вход, становясь своеобразным порталом света, через который можно попасть внутрь часовни.

 

10. Sacred Heart Cathedral (John McAslan + Partners) / Кения
В Восточной Африке в Республике Кения, которая славится природными достопримечательностями: тропическими лесами, каменистыми пустынями, равнинами и горными пейзажами пляжами также можно встретить современную устойчивую архитектуру.
Собор Святого Сердца в Керичо расположен в 250 км к западу от Найроби, в горах недалеко от Рифтовой долины, откуда открывается великолепный вид на чайные плантации и окружающие холмы. Новый собор был построен взамен старой церкви, которая уже не могла вмещать растущее население района. В архитектуре здания считываются местный колорит и традиции, которые гармонично сочетаются с современными техническими решениями, учитывающими климатические особенности местности.

Каждый элемент здания спроектирован с учетом устойчивого строительства. Различные компоненты сделаны из натуральных материалов: древесины, глиняной плитки, гранита, камня и бетона, изготовленных локально, поддерживая близлежащие предприятия и сводя к минимуму выбросы углерода.

Помимо эстетики, одним из приоритетов стало создание равных возможностей для всех через интеграцию множества дисциплин и дизайнерских решений. Даже освещение было продумано с учетом равенства. Конструкция здания равномерно распределяет дневной свет по всему нефу, гарантируя, что каждый человек окажется здесь в одинаковых комфортных световых условиях. Учитывая экваториальный климат в центральный световой фонарь, был встроен рассеивающий слой стекла, смягчающий резкое полуденное солнце. В темное время суток световые условия в интерьере имитируют естественные – рассеянный свет холодного оттенка наполняет пространство, создавая комфортную визуальную среду для каждого прихожанина.
Собор в Керичо, уникальное место, представляющее собой синергию света и архитектуры.