БЦ Земельный на Architonic
Искусственное освещение как архитектурный элемент
Текст: Стефано Сабатино
Как архитекторам лучше всего улучшить наши впечатления от архитектурных строений после захода солнца? Одно верное решение — тесное сотрудничество со специалистами в области проектирования освещения…
Потрясающие как днем, так и в темное время суток: чаще всего это то, к чему стремятся архитекторы при создании своих проектов. Используя свет в качестве архитектурного элемента, можно подчеркнуть уникальные, отличительные формы фасада здания. В помощь архитектору потенциал искусственного освещения – с его помощью можно создавать новые визуальные впечатления и делать объекты более привлекательными для горожан после захода солнца. Для достижения желаемых эффектов необходимы специальные знания, а это означает, что сотрудничество между архитектурными бюро и светодизайнерами становится все более распространенным явлением.
В Москве архитектурное бюро UNK Project спроектировало бизнес-центр «Земельный» в сотрудничестве с компанией QPRO, специализирующейся в области проектирования освещения и автоматизации. Сетчатая металлическая оболочка здания представляет собой значимый архитектурный элемент, который необходимо было подчеркнуть с помощью освещения. Светодиодные проекторы с узкой оптикой размещены на перекрестьях металлической конструкции и светят сверху вниз и снизу вверх. Они очерчивают каждый участок металлической сетки, выделяя ажурную конструкцию, контрастирующую с остеклением фасада.
Иногда свет может превращаться в переливающийся элемент, который непрерывно видоизменяется, создавая притягательный визуальный эффект. Таким примером является здание Городского выставочного холла в Тяньцзине (Китай), спроектированное для Vanke Group при консультационной поддержке PURI Lighting. Пленка ETFE на фасаде днем кажется молочно-нейтральной, но когда свет проникает через надувную мембрану проявляется ее тонкость, создавая совершенно другую атмосферу в темное время суток. Светильники, установленные за пленкой, могут менять цвет в зависимости от происходящих событий или окружающих условий.
Когда стояла задача спроектировать кампус городского офиса «Орбита» в Афинах, Lianou Chalvatzis Architects и Vikelas Architects в сотрудничестве с местным светодизайнером Афанассиосом Данилофом стремились создать новую достопримечательность ночного города. В этом проекте освещения выступает в качестве торжества архитектурной формы. Острые и волнистые формы здания подчеркнуты однородным белым светом, который обволакивает консольные плиты, делая их легкими самосветящимися мерцающими поверхностями, которые выделяются на фоне темного остекления фасада.
В штаб-квартире Swatch, спроектированной Shigeru Ban Architects в Биле (Швейцария), концепция освещения усиливает модульность фасада, подчеркивая его отдельные элементы. Деревянная сетчатая структура, образующая змеевидную оболочку здания, составлена из элементов в виде сот — непрозрачных, полупрозрачных и прозрачных, которые придают фасаду целостный вид днем. В темное время суток свет интерьера проходит через полупрозрачные и прозрачные модули, трансформируя строение в игривую композицию из градиентов и контрастов, делая ячейки отчетливо читаемыми.