ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ. МИФЫ ОСВЕЩЕНИЯ
В интернете представлено много различных статей, посвященных теме освещения и световым решениям для частных интерьеров. Некоторые материалы написаны давно и уже не актуальны, но в интернет-пространстве их продолжают читать и считать верными указанную в них информацию. Технологии сегодняшнего дня заметно отличаются от тех, которые были 10–15 лет назад. А вот информация, накопившаяся в интернете, в итоге трансформировалась в ошибочные утверждения и мифы, которые пора развеять.
Рассмотрим некоторые из таких утверждений.
КАКИЕ МИФЫ СУЩЕСТВУЮТ В ОБЛАСТИ ОСВЕЩЕНИЯ ЧАСТНЫХ ИНТЕРЬЕРОВ
Миф 1: Чем больше света – тем лучше
Это утверждение ошибочно, так как слишком яркий свет может создавать резкие тени и блики, которые могут стать причиной утомления глаз, головных болей. Также человеку в течения дня нужны различные меняющиеся в течение времени световые условия. Естественный комфорт – это природные условия, в которых существовал и развивался человек. Солнечный свет не статичен, он постоянно меняется – меняются его оттенки, интенсивность, характеристики, направление. Человеческий глаз легко адаптируется к световым условиям. Например, когда вы двигаетесь в темноте по улице при свете луны, такого количества света вполне достаточно, чтобы видеть дорогу и продолжать движение. Или если вы долго находитесь на солнце, то наступает момент, когда хочется одеть солнечные очки или спрятаться в тени, так как глаза устают от яркого света. Конечно, не стоит впадать в крайности и полностью отказываться от использования яркого света, но важно понимать, что он нужен не всегда и в определенных количествах.
Про количества света задумывались даже люди искусства, например, во Владивостоке на многоквартирном доме была представлена работа стрит-арт художника RADYA в виде неоновой надписи «Чем больше света, тем меньше видно». А появилась она так: однажды художник шел ночью с компанией друзей по каменистой тропинке, и они пытались подсветить себе дорогу фонариками, постоянно спотыкаясь о камни под ногами. Тени были слишком глубокие из-за ландшафта и свет фонариков ослеплял идущих. Решением стал совет подруги, предложившей выключить фонарики со словами «а то чем больше света, тем меньше видно».
Касательно данного мифа наверняка можно сказать, что больше света – это больше затрат на электроэнергию.
Миф 2: Если хотите сделать пространство больше – используйте холодный белый свет
Использование какого-либо света (теплого или холодного) в интерьере обусловлено архитектурными особенностями пространства, цветовыми решениями и функциональными задачами. Если бездумно наполнить комнату холодным светом, то скорее всего она станет скорее похожа на офис, а не увеличит ее визуально. Монотонность в оттенках света делает помещение безликим и лишенным желаемого объема.
Чтобы визуально увеличить пространство с помощью света рекомендуется создавать многоплановость пространства. Работа с пространством реализуется как с помощью сочетания источников света с разной цветовой температурой, так и с помощью разнообразия интенсивности света в пространстве (диммирование), или через применение световых приборов разной типологии (настенные, настольные, напольные и т.д.).
Миф 3: Все источники света в интерьере должны иметь одинаковую цветовую температуру
В жилых пространствах, как правило, организуются несколько разных функциональных зон. И какую цветовую температуру выбрать для каждой из них зависит от конкретной функции. Для формирования нужной атмосферы в разных зонах может использоваться разная цветовая температура.
Например, в спальне, где человек готовится ко сну и отдыхает, в зоне кровати рекомендуется использовать теплый желтоватый оттенок света. А если в этой же спальне расположен туалетный столик, где хозяйка наносит макияж, или гардеробная, то тут может потребоваться более холодный оттенок.
Цветовая температура в интерьере может быть разной. Удобно, когда ее можно регулировать по вашему желанию от теплых оттенков к холодным (светильники с функцией tunable white), создавая оптимальную световую среду в зависимости от вашего пожелания.
Миф 4: Яркость света напрямую связана с его качеством
На самом деле, качество света зависит от характеристик источника света (от цветовой температуры, спектральных характеристик, индекса цветопередачи, пульсации светового потока) и качества исполнения светового прибора (материала, покрытия, оптики, аксессуаров), но не от яркости.
Многие не понимают почему профессиональное световое оборудование стоит недешево, когда на рынке представлены более дешевые варианты похожего дизайна. Обычно отгадка кроется в технологиях и материалах, которые используются в светильниках. Ведь для того, чтобы обеспечить качественные световые характеристики применяются высокотехнологичные комплектующие, из которых складывается итоговая цена. Качественный профессиональный свет не может быть дешевым. Если вас убеждают в обратном, то скорее всего вам просто не договаривают за счет чего происходит удешевление.
Миф 5: Геометрия и симметрия – основа дизайна
Часто в жилых интерьерах световые приборы расставляются в соответствии с архитектурной геометрией дизайнерского решения. Светильники могут также расставляться по сетке с целью создать ровную визуальную картинку и равномерную освещенность в пространстве. Такие решения можно применять в общественных интерьерах, например, в офисах, где на большом пространстве размещают много одинаковых рабочих столов в openspace-е. Но не обязательно следовать такому подходу при организации световой среды жилых интерьеров. Организация пространства в доме сложнее и разнообразнее общественных пространств. В жилых интерьерах представлены разные функциональные зоны, материалы, объекты, цветовые решения. Поэтому создавать световое решение нужно с учетом конкретного интерьера и его архитектурных и планировочных особенностей. Расстановка светильников, следующих просто принципам симметрии или геометрическим линиям, в пространстве не даст желаемого результата, это будет просто усредненное решение с усредненным эффектом.
Конечно, визуально расставленное по сетке или очевидным линиям геометрии архитектуры световое оборудование выглядит аккуратно и не «ломает» пространство. Но в первую очередь нужно помнить, что освещение проектируется не ради красивой картинки в светлое время суток, а для того, чтобы решать функциональную и эстетическую задачи с наступлением темноты. Сейчас существуют минималистичные световые приборы, которые днем в интерьере практически незаметны, зато вечером они создают нужный световой эффект.
В домах важно создать комфортную атмосферу, как с помощью дизайнерского решения, так и с помощью освещения. И часто самый верный вариант не так просто создать.
Миф 6: Соблюдение норм освещения
Нормы освещения для жилых помещений представлены в специальном документе, СНиП-е «Естественное и искусственное освещение». В нем указаны определенные величины, которые обозначают какое количество света необходимо для освещения в помещениях с разным функционалом. СНиП – это документ общего значения, где представлены нормы как для нежилых, так и для жилых помещений. В документе указываются усредненные значения, на которые может ориентироваться любой человек, даже не профессионал. Также можно руководствоваться не только российскими нормами, но и европейскими.
Соблюдать нормированные показатели необходимо при проектировании общественных пространств, но такой подход не распространяется жестко на частные интерьеры. Частные интерьеры – это личное пространство хозяев. У каждого человека восприятие световых условий разное, предпочтения в освещении также разные. Поэтому проектируя комфортную световую среду в частных интерьерах нужно отталкиваться от предпочтений и запросов заказчика, а не просто выдерживать указанные в СНиПах или ГОСТах цифры. Если человеку нравится находится в условиях приглушенного освещения, то это его выбор. Не нужно настаивать на том, что света слишком мало согласно нормам. Можно объяснить особенности проектируемой световой среды, предложить варианты и систему управления, показать примеры. Но финальный выбор делает человек, который будет жить в этом интерьере.
Решения по организации комфортной и безопасной световой среды в частных интерьерах должны быть продуманы и отвечать функциональным задачам и личным предпочтениям.
Автор:
Алевтина Калинина
ведущий инженер-проектировщик компании QPRO