01 октября 2023

Художественные приемы

РАССМОТРИМ АРХИТЕКТУРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ НЕ ПРОСТО КАК ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ НЕОБХОДИМОСТЬ, А КАК ИНСТРУМЕНТ, ФОРМИРУЮЩИЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ АРХИТЕКТУРЫ

В искусстве используются различные инструменты и средства, позволяющие сделать объект особенным, придать ему выразительный образ, проявить оригинальность и вызвать эмоции. Речь идет о художественных приемах, которые используются в разных областях деятельности и в том числе при проектировании световых решений для архитектуры. Подобно кистям и краскам, с которыми работают художники, светодизайнеры используют световые приборы, системы управления и современные технологичные решения.

В больших городах архитектурно-художественное освещение фасадов стало неотъемлемым атрибутом. Подсвеченные фасады значимых объектов и исторических зданий, статусных бизнес-центров, торговых центров, а также жилых комплексов привлекают внимание людей и транслируют им информацию различного характера.

Современные технологии (световые приборы и системы управления) помогают светодизайнерам и художникам по свету создавать запоминающийся ночной облик объектов, словно «одевая» их в вечерние эффектные наряды. Специалисты пользуются разными художественными инструментами и приемами, которые применяются в зависимости от задачи, архитектурных особенностей объекта и контекста.

Расскажем подробнее о каждом.

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ОСВЕЩЕНИЯ ЗДАНИЙ

1 – ЦВЕТОВАЯ ТЕМПЕРАТУРА И ИНТЕНСИВНОСТЬ
В 1920-х гг. архитектурное освещение появилось в Нью-Йорке вместе с первыми небоскребами. Эти грандиозные сооружения были предметом восхищения днем и ночью. Так Манхэттен стал известен как «город света и цвета», а также местом, где «воздушные замки тронуты кистью световых импрессионистов». Подсветка зданий осуществлялась традиционными источниками теплого белого света, но с развитием современных технологий палитра оттенков белого света стала значительно шире – от теплого янтарного до холодного синевато-белого.
Комбинация оттенков белого света в архитектурно-художественной подсветке предоставляет широкие возможности для создания художественного образа зданий, передачи объема и глубины, проявления пластики фасада. Цветовая температура, интенсивность света и разная оптика световых приборов – удобные инструменты, позволяющие светодизайнерам работать с объемами, планами материалами и архитектурными элементами.

 

2 – ЦВЕТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
С появлением технологии RGB (каналы Red, Green, Blue) цветное освещение нашло применение как в интерьерах, так и в архитектурно-художественной подсветке. Но прослеживаются предпочтения в его использовании. Например, в Европейских странах активные цвета и разнообразная цветовая палитра на фасадах применяется достаточно аккуратно, зато в странах Азии цветовое разнообразие в освещении любят и активно используют.

Для классической и исторической архитектуры цветное освещение стало применяться не сразу. Его использование должно быть обосновано и продумано, так как цвет может негативно повлиять на ее восприятие. Но сейчас уже можно увидеть старинный здания, «одетые» в непривычные красочные цвета, и принимают они новый облик чаще всего, когда они приурочены к какому-то особенному событию или празднику. Световые сценарии помогают создавать для архитектуры разные образы, которые можно легко менять при необходимости.
Появившаяся технология RGBW, в которой сочетаются оттенки белого и цветной свет (каналы R, G, B), позволила совместить в одном приборе два сценария – обычный и праздничный. Цветное освещение фасадов разнообразило архитектурные образы, в том числе с помощью цвета света может транслироваться определенная смысловая нагрузка. Например, в 2000 г Эвелина Лаудер придумала подсвечивать розовым светом фасады зданий, памятники и достопримечательности по всему миру, призывая обратить внимание на проблему рака груди. В 2010 г акция попала в Книгу рекордов Гиннесса за подсветку наибольшего количества достопримечательностей за 24 часа: в их числе были Ангел независимости в Мехико, Рокфеллер-центр в Нью-Йорке и московский ЦУМ.

 

3 – ДИНАМИЧЕСКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ
Когда речь идет о динамическом освещении, сразу возникает ассоциация с медиафасадами. Чаще всего это масштабные световые технические решения, которые можно увидеть на торговых комплексах, мультифункциональных центрах и даже выставочных центрах.
Динамика в световых решениях обеспечивается с помощью использования систем управления и осуществляется по разными протоколам, например, таким как 0–10 В, DALI, DMX и PWM (ШИМ). Системы управления позволяют реализовать широкий спектр световых эффектов: изменение цвета, интенсивность, мерцание, переливы и другие эффекты.

Динамический свет – это не только цветной свет. Изменение оттенков белого или только одного цвета тоже может создавать динамичную картину. Визуальный образ здания может изменяться — становиться ярче, включаться ярусами, мерцать и т.п. — в соответствие с определенными временными интервалами, в зависимости от времени года, днями недели или в зависимости наличия движения вокруг.
Системы управления помогают создавать уникальные динамичные визуальные образы, а также служат инструментом для снижения энергопотребления объекта.

 

4 – ИНТЕГРАЦИЯ В АРХИТЕКТУРУ
В большинстве случаев архитектура проектируется как самостоятельный объект, ночной образ которого создается уже на основе разработанного объема. То есть сначала архитектура, а потом уже освещение. Но бывают такие архитектурные решения, в которых свет играет ключевую роль и его образ создается с учетом особого светового эффекта, который раскроет истинный замысел с наступлением сумерек. Это сложные проекты, которые встречаются редко.
Чаще всего решения с интегрированным освещением реализуются в зданиях со стеклянными фасадами. Для них разрабатываются разные технические решения, когда используется многослойное остекление, различные пленки, цифровая печать или специальные полупрозрачные материалы. Днем здание может выглядеть как обычный стеклянный куб, а ночью превращаться в равномерно светящийся объект, предстающий в облике световой доминанты местности.

Фасадные решения также могут проектироваться с учетом того, что в темное время суток его объем и форму будут формировать слои материи и света. Световые приборы в таких случаях располагаются в пространстве за панелями фасада. С наступление темноты разноуровневый объем фасада будет смотреться еще интереснее и контрастнее, когда свет будет словно струиться из-под внешней оболочки здания.

 

5 – ПРОЕКЦИИ, СВЕТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ И ИНСТАЛЛЯЦИИ
В настоящее время проекции являются популярным и впечатляющим видом искусства: статичные образы, движущиеся картинки, абстрактные визуальные изображения или видеоряд проецируют на фасады зданий, словно на экран. Чтобы свет от проектора не попадал на соседние строения или другие объекты, картинка должна четко соответствовать поверхности, на которую проецируется. Для этого визуальный материал готовится с учетом каждого элемента строения — выступов, окон, углублений, балконов и т.п.

Сейчас искусство предстает в разных формах. Популярностью зрителей пользуются световые инсталляции, которые встречаются как в интерьерах (экспозиционных зонах), так и в городских пространствах. Эти инсталляции появляются не только как отдельно стоящие объекты в общественных местах, но и на зданиях. Архитектурные объекты со световыми объектами становятся масштабным и впечатляющими произведением искусства, экспонируемыми в городской среде. Световые арт-объекты на фасадах несут в себе замысел авторов, побуждая зрителей к размышлениям и дискуссиям. Нестандартные подходы всегда вызывают эмоции, как положительные, так и отрицательные, и, возможно, главная цель таких инсталляций — это реакция зрителей.

 

Световой дизайн — важнейший инструмент для создания эстетически привлекательных, функциональных и энергоэффективных объектов. Возможность использования различных художественных приемов для подсветки фасадов зданий выводит светодизайн на новый уровень: архитектура говорит со зрителем через свет, с помощью современных технологий.

Читайте также